Сибирские огни, 1966, №12

■себя через сто лет — и не смог. Наверное, такие вот старички, как сегодня в машине. Иди разбери, кто старше, кто младше. А может, к тому времени выдумают уже таблетки от старости, и вообще никаких стариков не будет». Ох, и образованный же народ — юнцы 60-х годов 20-го века! Не за семью печатя­ ми для них и проблема долголетия, которая никогда, кажется, не интересовала детей. Нет, пожалуй, автору повести «+3б')»1 здесь просто не удалось спрятаться за сво­ его героя, от имени которого ведется рас­ сказ. Да и еще кое-где показывается его солидная, умудренная опытом голова, мель­ кает его доброжелательно указующий перст. Не слишком ли, например, «рацио­ налистичен» маленький Толя, когда он рас­ сказывает — несколько традиционно для юмористического жанра — про свою сенти­ ментальную и вечно резонерствующую ма­ му и всепонимаюшего, абсолютно «правиль­ ного» папу? Тут, как и на некоторых других страницах книги, точки над «и» при­ надлежат, несомненно, самому писателю. Нужны ли они? Однако все это частности, устранимые или исправимые. В общем-то, лирическому герою Л. Квина дано столько, сколько он может. И говорит он обо всем своим язы­ ком — незамысловатым и непритязатель­ ным, живым и искренним. А главное, опре­ деляющее в повести — это ее тон, ее радостное, светлое звучание. Она предна­ значена для детей среднего школьного воз­ раста, но ее с удовольствием «проглотят» и взрослые. «Проглотят» — как «пилюлю от старости», и таким близким снова станет солнечный мальчишеский мир, столько пе­ реживется увлекательных приключений, по­ разительных открытий, смешных эпизодов, веселых минут! Чувство юмора пронизывает всю книгу и не изменяет автору почти нигде. Иногда в его основе лежит гротеск. Услышал Толя от своего друга Сашки, беспримерного вы­ думщика и фантазера, о гипнозе и решил испробовать свои силы: «За соседним за­ бором бушевал огромный пес. Его глухой басистый лай напоминал рык льва — я слы­ шал однажды в зоопарке. Я подошел по­ ближе и уставился на пса не мигая. Ниче­ го не вышло. Пес лаял по-прежнему, пожа­ луй, еще пуще». Смешны парадоксы: «Я нагнулся за камнем, чтобы поучить ее хорошим манерам». Добрым юмором со­ провождается и отношение старших к «за­ вихрениям» подростков. Перед отъездом Толя дал матери слово, что не будет ку­ паться в реке даже при +35°. И он твердо держал это слово, хотя это ему и недеше­ во давалось. Он даже заключил с дядей Володей пари, что ни за что не полезет в воду. Но как только услышал, что его ро­ дители сняли запрет, бросился с берега и накупался до зубной дрожи. И вот: 1 Л. К в и н. +35°. Приключения двух друзей в жаркой степи. Повесть. Новосибирск. Зап.-Сиб. кн. изд. 1965. « — Ты проиграл, Толик! — Долг чести. Надо платить. Или стре­ ляйся. — Как — стреляться? — оторопел я. Слава поднес палец к виску: — Пиф-паф. Не можешь платить — стреляйся. Все аристократы так делали. Голубая кровь обязывает. — У меня не голубая. — Почему же ты такой синий?..» Как обеднела и потускнела бы наша действительность, если б не было у чело­ века чувства юмора, и как хорошо, что оно прививается людям с детства! В повести много удачных зарисовок, хо­ рошо передающих "непосредственное и це­ лостное мальчишеское восприятие мира. «Шли матери, несли орущие свертки». А вот Толя попадает впросак. И — «за ка­ навой, недалеко от дороги, сидела криво­ ногая тяжелая ворона и презрительно ко­ сила на меня черный глаз». Забавные сцены, увлекательный сюжет с неожиданными и удивительными поворо­ тами, занимательность повествования сами по себе в детском произведении стоят не­ мало. Но книга Л. Квина привлекает не только этим. Совершенно бесспорно ее вос­ питательное значение. Ее лирический ге­ р о й— обыкновенный советский школьник нашего времени с убедительно очерченным характером. Как и всем детям, ему прису­ щи слабости и недостатки. Время от вре­ мени, вероятно, под влиянием мамы и па­ пы, он занимается «самоанализом», но у него здоровая душа, нет у него ни болез­ ненных рефлексий, ни зряшного самокопа­ ния. В полном соответствии с возрастными особенностями он рвется к необычному, к романтическому, к подвигам. Школа, нор­ мальная семья, среда археологов, одержи­ мая в горячую летнюю пору своей нелегкой работой, вся немудреная и в то же время очень сложная жизнь мальчика учит его отличать настоящее от фальши и поддел­ ки, учит находить героизм в будничном труде, распознавать среди людей хороших и плохих. Писатель ведет его в мир взрос­ лых, а он широк и светел, этот мир, и слав­ ные в нем живут люди, и добрые в нем творятся дела. И он совершенно немыслим без ребят. Обо всем этом, серьезном и важном, полном вечных загадок и глубоко­ го смысла, в повести рассказывается увле­ кательно, занятно и весело. А. С и г а ч е в ЛЮБОВЬ К «ТЕПЛОЙ ЗЕМЛЕ» С трасть к хождению по планете появи­ лась у И. Соколова-Микитова очень давно и осталась навсегда. Путешествия для него — изучение человека. Он пишет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2