Сибирские огни, 1966, №12

характер, застенчивый и чистый. Так безы­ скусная с увиду, естественность одерживает верх над натужным «модерном». И автор, конечно, понимает это: «атомов нежности» в его сборнике совсем немного... Сборник «Невеста» — доброе начало. А начало потому и начало, что за ним дол­ жно следовать продолжение. К. А н т о ш и и ГЛАЗАМИ СВЕРСТНИКА Г ероев И. Козлова1 объединяет стрем­ ление окончательно определиться в жизни, найти призвание, занять свое место в обществе. Молодые рабочие в его рас­ ск азах— дюди душевно богатые, _ чуткие, они окрылены большой жизненной целью, яркой мечтой Автора прежде всего при­ влекает нравственный мир героев, их по­ мыслы и стремления, душевные порывы, почти неуловимые, на первый взгляд, и потому трудно поддающиеся художествен­ ному отображению сдвиги в их психоло­ гии, взглядах на жизнь, в отношении к коллективу, товарищам по работе. Нравственное просветление приходит к бригадиру бурильщиков Николаю на охо­ те (рассказ «Земная ось»). Несвободный от собственнических пережитков, парень эго­ истичен в любви к замечательной девушке Вере, ушедш'ей из института на великую сибирскую стройку вопреки воле родителей. По крестьянски расчетливому бригадиру непонятны и чужды поступки Веры, страст­ но увлеченной романтический мечтой, гото­ вой пойти на любые лишения ради дости­ жения жизненной цели. Николая раз­ дражает и мечта молодого, еше очень неопытного рабочего Вадима, задумавшего сочинить музыку о строителях величайшей в мире гидроэлектростанции. Непонимание разъединяет молодых лю­ дей Разными путями Николай пытается сблизиться с Полюбившейся ему Верой, но все оказывается тщетным. Неприязнь Николая к Вадиму объясня­ ется в рассказе и тем. что бригадир неволь­ но поддается чувству ревности (уж очень часто на его глазах Вера и Вадим увлечен­ но говорят о музыке), и тем, что бригадир немного завидует своему рабочему, прича­ стному к искусству, и гем, что ему непо­ нятна, недосягаема Вадимова мечта, неясен мир его мыслей и чувств. Таким образом, в рассказе развертыва­ ется довольно распространенный в нашей литературе конфликт между мечтателями- ромаН1Нками и холодными, трезвыми реа- листами-прчктихами. Однако крутой пере­ лом в мироерзерцании Николая, его нравственное пробуждение мотивировано в расскаье все-таки психологически облегчен­ но, да и написано об этом скучновато и маловыразительно. Под воздействием удач­ ной охоты и прекиасного весеннего утра бригадир неожиданно заражается мечтой, подсказанной ему Вадимом: «И не сразу осознал Николай, почему так хоче(ся ему добраться до поселка... Глядя поверх де­ ревьев внизу у поселка, он увидел над са­ мым поселком круглый зеленый шар. Это ему виделся весь земной шар, вращающий­ ся на блестящем стержне. Блестящий стер­ жень — это штанга его буровой, прошед­ шая не до центра, а через весь этот/ шар насквозь». Нравственное прозрение окрыляет Ни­ колая. наполняет душу возвышенной меч­ той, роднит его с Верой. Ранее загадочная и непонятная, она 1 еперь открывается для него: «Он теперь точно знал, что скажет Вере, когда пойдет с нею по лесной доро­ ге на буровую. И он был уверен, что когда скажет ей это, то увидит в ее глазах и улыбке го, чего искал и не находил»... Рассказ «Отшельники» может быть, на мой взгляд, расценен как своего рода рас­ ширенный вариант предшествующей новел­ лы: в нем действуют герои, близкие по ха­ рактеру и душевному настрою Николаю и Вадиму из «Земной оси». Свежо и вырази гельно в рассказе «Мед­ вежья шкура», лучшем в книге, выписан характер нравственно здорового и сильного таежного охотника Федора; его пробужде­ ние к Новой жизни, к любви обрисовано подкупающе просто и естественно. Здесь нет налета некоторой нарочитости, с кото­ рой мы встречались в предшествующих но­ веллах. Завершая повествование, автор как будто оставляет своего героя на полдороге. Но эта недосказанность органична Федор не решается объясниться в любви Дусе- медичке, даже отказывается погостить у нее, боясь навлечь на любимую неприятные подозрения. Он дарит ей шкуру убитого медведя и возвращается к себе в зимовье. Но решение уже созрело в его душе. Рассказы И. Козлова не лишены еще подражательства известным литературным образцам. Но в них заложено важное твор­ ческое начало — по настоящему доброе, внимательное и уважительное отношение к своим героям, молодым рабочим, сверстни­ кам автора. О. Ж у р а в и н а КАМЧАТСКИЕ ПОВЕСТИ В новом сборнике «Седая чайка»1 пред­ ставлены дальневосточные повести А. Борщаговского. В произведении дав- 1 И. К о з л .о в. Отшельники, Красноярск, ' А л е к с а н д р Б о р щ а г о в с к и й Седая кн. изд., 1965. чайка. Повести. М., «Сов. писатель», 196о.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2