Сибирские огни, 1966, №12
труду. Читателя просто потрясает то исключительное самообладание, то бес страшное спокойствие, с которым вьетнам ский крестьянин продолжает заниматься своим обычным делом, несмотря на «над садный гул самолетов», а воин — защи щать его интересы и плоды его труда. Не даром в разгар боя с неприятельскими са молетами один из командиров находит время, чтобы крикнуть пастуху: «Эй, па рень! Ты что, уснул? Твой буйвол весь ара хис сожрет!». Война, навязанная Вьетнаму,— сила, направленная против человеческого счастья. Она разрывает самые естественные, глубо ко личные и мирные человеческие связи. Поэтому трагично-значительны повторяю щиеся в повести «В огне» «бессмысленные слова», которые звучат при расставании близких людей друг с другом: «Будь осто рожна в пути!» Поэтому так настойчиво звучит, то обрываясь, то возобновляясь снова и снова, рассказ о гибели юноши Дыонга, о письме любимой, которое он так и не успел получить... Крестьянские поля в воронках от бомб; срезанные снарядами прекрасные тропические деревья; деревни, стертые с лица земли, другие деревни, опо ясанные колючей проволокой, окруженные сетью хитроумных устрийств, таящих смерть; огонь, пожирающий бамбуковые хижины; гибель и разрушение — вот те страшные черты, из которых складывается портрет грязной и подлой войны,развязан ной империализмом янки. Но та же война, что покрывает вечным позором агрессора, для вьетнамского наро да является войной за свою свободу. Она возвышает его, дает ему духовное превос ходство над врагом и уверенность в своей победе. Народ знает, что только победа принесет ему мир. спокойствие и счастье. Жаждой победы, мира и свободы охвачены герои вьетнамской литературы. Это бес страшные и гордые борцы. Со страниц произведений писателей Вьетнама встает «человек, железен и жилист», Человек Ре волюции. Повесть «В огне» — о массовом героизме сражающегося народа; единич ным серым пятном в ней мелькает эпизоди ческий образ труса и шкурника. Рассказы «Родная земля» и «Лес Са-ну»— это в подлинном смысле «рассказы о героях». Особенно интересен образ Тху, солдата Освободительной армии, в рассказе Нгуен Чунг Тханя Еще ребенком Тху вступает в ряды борцов. Стоашчые духовные и физи ческие страдания и пытки выдерживает он, неоднократно попадая в руки врагов, но ничто на свете не может остановить его, идущего «навстречу Революции». «На каж дом пальце теперь у него одной фалангой меньше, но это не мешает ему держать кинжал или стрелять из ружья». Символом непобедимости Вьетнама предстает и его могучая приоода: «бамбу ковые заросли родных долин», многократно выжигаемые дотла и вырубаемые, но под нимающиеся вновь; лес Са-ну, который, «несмотря на непрерывный обстрел.., стал еще туше за последние годы, еще силь нее и крепче раздался в плечах и в груди...» Авторы — мужественные люди, не боя щиеся смотреть в глаза суровой правде, но это не значит, что они ограничиваются до ку мечтзлизмом и бытописательством. Их творения исполнены высокого полета чело веческого духа, могучей волей, сконцентри рованной на достижении единой цели. Про никновенный лиризм, высокий пафос также слышны в четком, сдержанном ритме их произведений. Читателя не покидает дух восточной поэзии, восточной легенды, явно или скрыто проявляющий себя. Без всяких скидок на актуальность темы, условия пи сательского труда, это — подлинно худо жественные произведения талантливых пи сателей. Важно отметить, что в духе, в строе по вести Нгуен Динь Тхи есть нечто, отличаю щее ее от рассказов южновьетнамских пи сателей. Одна из героинь повести говоритз «У наг здесь было хоть десять лет мирных, а каково людям на Юге»... Да, у Демокра тического Вьетнама были эти десять лет строительства новой, справедливой жиз ни — время, за которое народ успел почув ствовать себя хозяином жизни, за которое выросло почти целое поколение людей, не знающих, «что такое колонизатор, жандарм, помещик, уездный начальник или деревен ский староста». Поэтому герои повести «В огне» выглядят, конечно, более уверен ными, бодрыми, оптимистичными: ведь они защищают новую жизнь. Несмотря на то, что борьба тяжела, что ее сопровождают гибель и разрушение, со страниц повести веет свежим, утренним воздухом «страны- подростка», уверенностью в несомненной победе. Даж е страшные сверхзвуковые са молеты американцев бойцы с веселым пре зрением называют «Джонсонами» и «мухо бойками» Атмосфера южновьетнамских рассказов более сдержанна и сурова Путь к победе еще далек. Печать суровости, строгости, бес компромиссности даже в самом малом лежит на человеческих характерах. В осо бенности это относится к образу девушки Зит, героини рассказа «Лес Са-ну» Можно даже подумать, что она жестока и подозри тельна, но ее поведение оправдывается уже тем, что она не может, не имеет права ошибаться, потому что последствия1 такой ошибки могут быть катастрофичными дли многих. Только однажды на липе Зит появ ляется улыбка: тогда, когда она оконча тельно убеждается в преданности человека революционному долгу. Конечно, специфика условий борьбы создает несколько различный колорит в ре волюционных произведениях южновьетнам ских писателей и писателя из ДРВ Но видно, что они вместе делают одно общее дело, создавая героические хаоактеры бор цов за свободу и независимость Родины, честно служа своим пером Революции,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2