Сибирские огни, 1966, №12

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Б. Т а т а р и н ц е в СТРАНИЦЫ ЭПОПЕИ О СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЕ 1 1_1 и одна страна не вызывает теперь “ такого огромного и повсеместного сочувствия к себе и столь же сильной нена­ висти к ее врагам, как Вьетнам. Каждый из нас может сказать о себе словами Э. Межелайтиса: «Который год уже само слово «Вьетнам» является для меня симво­ лом непреоборимой веры, бесконечной гор­ дости, огромной боли». Все, что связано с Вьетнамом, вызывает в нас г°перь самый пристальный и глубокий интерес. В его многострадальной истории, многовековом самобытном искусстве мы ищем и находим подтверждение своей уверенности в могу­ чем духе народа, в его способности высто­ ять и победить. Особый интерес пробуждает в нас вьетнамское искусство и литература наших дней, рассказывающие о самой борьбе, не­ слыханно долгой и трудной продолжаю­ щейся десятилетиями. Мы с волнением рас­ крываем эти книги, написанные, возможно, под вой моторов сверхзвуковых бомбарди­ ровщиков и грохот бомбовых разрывов, в ' Н г у е н Д и и ь Т х и . В огне (повесть); Нгуен Чунг Тхань. Лес Са-ну (рассказ); Ань Дык. Родная земля (рассказ), «Иностранная литерату­ ра» , № 6, 1966. джунглях, в редакциях подпольных газет и радиостанций. Ведь сами писатели — уча­ стники этой самой справедливой войны нашего времени. Нгуен Динь Тхи — уже известный пи­ сатель ДРВ. генеральный секретарь Союза писателей Вьетнама. Ань Дык и Нгуен Ч\нг Тхань — молодые южновьетнамские прозаики, удостоенные в этом году премии Президиума Фронта национального осво­ бождения Южного Вьетнама Несмотря на эти различия, в произведениях всех трех авторов есть то общее, что можно назвать духом Вьетнама. Война и революция пронизывают и на­ полняют все; дела, разговоры, сны, мысли. Даже в молитве перед алтарем предков, которую произносит перед вступлением в смертельную схватку с врагом старый охотник Там, мы слышим Революцию: «О предки мои! О родичи! О тени павших героев!... Революция сделала меня челове­ ком.. Я хочу быть достойным даров моих предков, даров революции. И потому я хо­ чу умереть здесь, в моем доме, у вас на глазах, мои предки, и вы, мои родичи, ге­ рои революции»... (рассказ Ань Дыка «Родная земля»). Если повесть «В огне», рассказывающая об 'очень коротком, всего лишь двухднев­ ном периоде фронтовой жизни боевой груп­ пы зенитчиков Вьетнама, вводит читателя действительно в самый огочь — в настоя­ щее пекло ожесточенного сражения, то рас­ сказы Ань Дыка и Нгуен Чунг Тханя — воспоминания о живых и погибших героях. Но особенность этих воспоминаний состоит в том, что они ведутся не после боев, а между боями и служат прямым «руковод­ ством к действию» и для слушателей, и для рассказчиков. Труд и сражение неотделимы друг от друга. В этой войне стерты границы фрон­ та и тыла. Здесь воюют все, напрягая все силы духа и тела. Картины мирного труда сливаются с боевыми эпизодами. Постоян­ ная близость смерти не в силах преодолеть любви и стремления рабочего человека к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2