Сибирские огни, 1966, №12
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Б. Т а т а р и н ц е в СТРАНИЦЫ ЭПОПЕИ О СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЕ 1 1_1 и одна страна не вызывает теперь “ такого огромного и повсеместного сочувствия к себе и столь же сильной нена висти к ее врагам, как Вьетнам. Каждый из нас может сказать о себе словами Э. Межелайтиса: «Который год уже само слово «Вьетнам» является для меня симво лом непреоборимой веры, бесконечной гор дости, огромной боли». Все, что связано с Вьетнамом, вызывает в нас г°перь самый пристальный и глубокий интерес. В его многострадальной истории, многовековом самобытном искусстве мы ищем и находим подтверждение своей уверенности в могу чем духе народа, в его способности высто ять и победить. Особый интерес пробуждает в нас вьетнамское искусство и литература наших дней, рассказывающие о самой борьбе, не слыханно долгой и трудной продолжаю щейся десятилетиями. Мы с волнением рас крываем эти книги, написанные, возможно, под вой моторов сверхзвуковых бомбарди ровщиков и грохот бомбовых разрывов, в ' Н г у е н Д и и ь Т х и . В огне (повесть); Нгуен Чунг Тхань. Лес Са-ну (рассказ); Ань Дык. Родная земля (рассказ), «Иностранная литерату ра» , № 6, 1966. джунглях, в редакциях подпольных газет и радиостанций. Ведь сами писатели — уча стники этой самой справедливой войны нашего времени. Нгуен Динь Тхи — уже известный пи сатель ДРВ. генеральный секретарь Союза писателей Вьетнама. Ань Дык и Нгуен Ч\нг Тхань — молодые южновьетнамские прозаики, удостоенные в этом году премии Президиума Фронта национального осво бождения Южного Вьетнама Несмотря на эти различия, в произведениях всех трех авторов есть то общее, что можно назвать духом Вьетнама. Война и революция пронизывают и на полняют все; дела, разговоры, сны, мысли. Даже в молитве перед алтарем предков, которую произносит перед вступлением в смертельную схватку с врагом старый охотник Там, мы слышим Революцию: «О предки мои! О родичи! О тени павших героев!... Революция сделала меня челове ком.. Я хочу быть достойным даров моих предков, даров революции. И потому я хо чу умереть здесь, в моем доме, у вас на глазах, мои предки, и вы, мои родичи, ге рои революции»... (рассказ Ань Дыка «Родная земля»). Если повесть «В огне», рассказывающая об 'очень коротком, всего лишь двухднев ном периоде фронтовой жизни боевой груп пы зенитчиков Вьетнама, вводит читателя действительно в самый огочь — в настоя щее пекло ожесточенного сражения, то рас сказы Ань Дыка и Нгуен Чунг Тханя — воспоминания о живых и погибших героях. Но особенность этих воспоминаний состоит в том, что они ведутся не после боев, а между боями и служат прямым «руковод ством к действию» и для слушателей, и для рассказчиков. Труд и сражение неотделимы друг от друга. В этой войне стерты границы фрон та и тыла. Здесь воюют все, напрягая все силы духа и тела. Картины мирного труда сливаются с боевыми эпизодами. Постоян ная близость смерти не в силах преодолеть любви и стремления рабочего человека к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2