Сибирские огни, 1966, №12
ния. Но вот Изгин увидел зверя — и на смену расчетливости является чувство бла годарности и восхищения... В рассказе «У истока» тема жизнеутвер- ждения, прозвучавшая в «Изгине», находит свое продолжение и развитие. Охотник Полун — единственный представитель не когда могущественного рода Кэвунгун. Раньше Полун работал в артели, был не плохим рыбаком. Он видел, как нивхи при общались к земледелию, как создавался колхоз, но сам не захогел менять профес сию — остался рыбаком и охотником. К ста рости он вдруг понял, что дары природы не бесконечны, что человек может истре бить рыбу и зверей. Это беспокоящее чув ство прочно поселилось в нем, не давало ему покоя Желая хоть как-то помочь при роде, Полун поступил на службу в рыбнад зор. «Некоторые были удиьлены: зачем нивху становиться рыбнадзором^ Какое ему дело до того, что другие ловят рыбу? Нив- ху-то никто не запрещает ловить рыбу на юколу!» Но Полун. подчиняясь внутренне му зову своего сердца, делал свое дело. Он беспощадно наказывал браконьеров, а на их угрозы не обращал вниман <я. Его радо вало, что он оберегает потомство лососей от нехороших людей. Однажды ему уда лось увидеть тайну зарождения жизни, тай- ну борьбы за продолжение рода. Мелкий плес, где было нерестилище кеты, букваль но кипел от лососей. Самки выбивали хво стами ямки среди гальки и заполняли ик рой. Они «стояли над бугорками-гнездами, охраняли их, обессиливали и здесь же чми- рали Их дряблые тела выносило на берег течением». «Вы можете спокойно умирать,— думал старик,— вы совершили самое важное в своей ж изни— оставили после себя жизнь». А у старика никого не было, всю жизнь он провел холостяком, и одиночество тер зало его и страшило. Курлан из рассказа «Голубые горы» — человек ненасытной охотничьей страсти. Он любил охоту, требующую сноровки силы, воли, умения. Он не жаловал охотников по боровой дичи и презирал тех, кто уничто жал птицу без надобности. Курлан— мед вежатник. Как и другие его сверстники, он обладает большим опытом. «Много повидал на своем веку Курлан. Маленьким жил в крошечном стойбище, в т е м н о м зимнике с единственным отверсти ем на- потолке для выхода дыма. На его глазах or разных эпидемий гибли целые стойбища. Когда Курлан стал взрослым, он сгал охотиться для русского купца, но пришли люди в странных шапках-шлемах с красной звездой, и с их приходом не стало богачей. Нивхи объединились в колхозы вместе с эвенками и орочами. Они стали жить дружно, как единое племя». Жаль, что писатель ограничился анкет ными данными при характеристике Курла- на как социального типа. Ведь события, ко торые произошли у чего на глазах, не могли пройти бесследно в его жизни, как и в жиз ни нивхов. «Люди в странных шапках-шле мах с красной звездой» сыграли в жизни нивхов исключительно важную роль. Они посеяли семена дружбы и человечности. И это соответствует исторической и жиз ненной правде. Владимир Санги, как видно, избегает еще социальности и гражданственности. Его больше интересует психо-огня старого охотника, сохранившего традиции. Тот же Курлан, в схватке с медведем потерявший сознание, верит, что в середине сёмой вы сокой горы живег ее Хозяин, а медведи — его собаки, что охотники, павшие в схватке с медведями, не просто умирают, но их за бирает к себе Хозяин горы и они превра щаются в горных людей, самых счастли вых Вера придает Курлану силы, успо каивает. Бобыль Полун, из упоминавшегося рас сказа, оказывается самым мудрым и бе режливым человеком только потому, что не изменил своим прежним занятиям. Его не интересуют ни земледелие, ни колхоз, он занят лишь мыслью о продолжении своего рода. В глазах одинокого лосося самца, не успевшего выполнить свое назначение, По лун видит тоску и укор себе. Как в наше время следует относиться к природе? Возвращаться в первобытность, жить по старым законам предков или идти вперед? Ответ на этот важный вопрос пы тается дать главный герой романа «Лож ный гон» — молодой охотник Пларгун. «Во все века человек только брал or природы. И мало делал, чтобы вернуть природе отобранное. И теперь спохватился: завел зверофермы. Но это ничтожно п» сравнению с тем. что может дать природа, если с нею разумно и бережно обращать ся...» Эту истину, однако, знали и предки, но они были рабами природы, а не ее власте линами. И Пларгун приходит к выводу, что ему надо учиться и стать охотоведом. Он говори 1 старому охотнику Лучку: «Люди сейчас сами понимают, что без образова ния сегодня нельзя Ведь образованный охотник нужнее людям, чем необразован ный. Скоро и я поеду учиться. Научусь многому. Здесь, в тайге, я научился добы вать зверей. А там научат разводить этих зверей Ведь соболя осталось мало. А меня научат разводить соболей в природе». Мысль о необходимости научного зна ния при освоении природных богатств не получила, к сожалению, в романе своего художественного воплощения. Свое глав ное внимание художник сосредоточил на том, чтобы докатать превосходство народ ного опыта В его романе е л ь много жи вописных картин природы, снен, рисующих повадки животных. Два старых охотника Мазгун и Лучок олицетворяют собой нивх ский народ. Они знают вес ритуальные об ряды, умеют выследить зверя и ра ще шть его, как это положено, согласно обряду. Лучок доброжелателен к людям, слывет мастером своего дела: никто так не умеет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2