Сибирские огни, 1966, №12
Ты продолжишь свой суровый путь В дальние края, в другие страны. Об одном, прошу я не забудь. Не забудь, чго в путь идут другие. Горизонт их за собой зовет. Чтобы друга не настигла гибель. Ты свое поставишь зимовье. Прекрасна и благородна мысль стихо творения. Поэт зовет к товариществу, к взаимопомощи, к настоящей любви. Очень живописны стихи, посвященные родной природе. Природа у поэта обладает «взрывной силой», она в вечном обновле нии: было семя, пробило землю у речною берега, появился красавец-тополь, глубже вгрызаются его корни в гопи, густеет кро на, давая приют птицам, но вода незаметно подкралась к тополю, и он упал, став пло тиной, защищая другие деревья. Но и вода ушла, а на том месте, где был тополь, до неба «выросли вольные тополята». Свои достижения в области поэзии пи сатель переносит и в прозу. Фольклор с л у ж и т для него надежной основой, опираясь на которую он создает свои оригинальные произведения. В нивхском фольклоре при чудливо переплетаются быль и небыль. Главиое в нем — культ богатыря, защища ющего свой род от зла и насилия, поэтиза ция силы человека, его ума, находчивости, стремления к добру. Владимир Санги, сохраняя традицион ные принципы, преодолевает старую фор му. Сюжетной основой его сборника «Семи пёрая птица» послужили предания о птице, приносящей людям счастье. Птица явилась школьнику Колке — главному персонажу рассказа — в виде аиста с подбитым кры лом, которого занес на Сахалин ураган, носивший имя свирепой красавицы Нэньси. По-новому осмысленное предание дало воз можность Санги рассказать о нивхской дет воре в разные времена, высказать мысли о дружбе между народами, о товариществе и взаимной выручке, любви к своему краю, о быте и нравах нивхов. Есть в этой книге и несколько рассказов, где уже нег тради ционной символики нивхских легенд и сгу щенной образности. Так, «Первый выстрел»— интересный психологический рассказ о трудных воен ных годах, о преемственности поколений, о том, как трудно жигь без отца. «Гагара и ястреб»— гонкая лирическая миниатюра, овеянная легкой грустью, при зывающая любить все живое и природу, как основу основ. Рассказы Санги наполнены живыми впе чатлениями, наблюдениями и раздумьями, дающими представление о духовном обли ке их создателя, а тем самым — н о наро де, сыном которого он является. Живопис ные картины сахалинской природы чере дуются в его произведениях с легендами и преданиями, Санги ясно отличает мудрость, накопленную долголетним опытом нарола, or суеверий и предрассудков, помогает ук репиться новому в сознании, во всем жиз ненном укладе своих земляков. В рассказе «Последняя дань традиции» говорится о двух молодых охотниках-мед- вежатниках. Когда-то они были одноклас сниками. Один из них — Закун — пренебрег знаниями, не стал учиться дальше, во всем подражал моде и слыл первым франтом. «Грубая самоуверенность и надменность играли для него ту же роль, какую играют сила и клыки кобеля, который стремится стать хозяином на собачьей свадьбе». Дру гой герой рассказа — Малун, сверстник З а купа,— после обучения в Ленин: раде вер нулся в родные Ноглики учителем. Случи лось им быть на охоте. Медведица, которую они нашли в тайге с медвежатами, броси лась на охотников, и тут Закун превратил ся в самого суеверного нивха, прося таеж ного бога пощадить его. Пока он канючил и молился, Малун удачным выстрелом убил медведицу. Закун спустился с лиственницы, куда он, перетрусив, залез и потребовал медведицу себе, ловко используя нивхский обычай, согласно которому — хозяин тот, кто дальше от зверя, кто лишь добивает его. Малуна это очень оскорбило, и, нару шив древний обычай, он разделал медве дицу ча части и раздал мясо односельча нам. Все остались довольны, но Малун чув ствовал себя неловко. Ему было жаль медведицу и медвежонка. Он не мог забыть потрясающую картину, которой залюбовал ся даже во время опасности, «Огромная квадратная голова втянута в широкие, кру то налитые мышцами плечи, лапы с длин ными растопыренными когтями выброшены далеко вперед. Желтые клыки Желтая пе на в пасти, И какая всесокрушающая уве ренность! Медведица не бежит — летит». Человек и природа — вот главная тема творчества Санги. Почти в каждом произведении Санги есть мудрые старики. Автор их любит, не редко даже прощает им некоторые суеверья и пережитки подового строя, ритуальных обрядов. Он ценит в них прежде всего опыт, любовное и заботливое отношение к природе. В эмоционально-поэтической повести «Изгин» мотив восхищения творениями природы и бережливого отношения к ней становится главным, определяющим Охот ник Изгин тщательно оберегает черно-буро го лисовина, полагая, что шкура этого ред кого зверя вознаградит его за все груды и неудобства. И вот нагтал час. когда Изгин решает убить лисовина, безмятежно лежа щего на полянке после удачной охоты. Но в момент, когда охотник хотел выстрелить, появилась молотая лиса. Таежная любовь зверей была столь трогательно-величествен ной и прекрасной, что Изгин пожалел зве рей. Он разрушил все капканы, которые были поставлены другими охотниками. Повесть «Иггин»— лучшее из всего, что написано Санги в прозе. Хорошо изобра жены психология старого охотника и по вадки зверей. Изгин расчетлив и береж лив. Черно-бурый лисовин должен принести ему доход, необходимый для существова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2