Сибирские огни, 1966, №12
уже Сильна мечтает о крылатой лодке, которая, как птица, по воде неслась бы бегущею гагарой, чуть раскинув крылья, под плесом красовалась бы. Такие лодки- ракеты на Оби уже летают, пассажиров возят». Несмотря на все это. Сильна чув ствует себя несчастливым, он страдает. В чем же его беда? В том, оказывается, что он за старое держался. «Верил, как настоящий старый манси, и новое не отри цал. Почитал шайтана и верил в комму низм». В конце концов, Силька приходит к вы воду, что ему надо, поучиться у Насты, на до жить по-новому и не оглядываться на старое. Он возвращается в родное село, ищет Насту, чтобы помириться с ней. «Соболь не уйдет» — сильный психоло гический рассказ. Юаану Шесталову, как видно, больше удаются персонажи проти воречивые, люди, борющиеся с пережитка ми в своем сознании. Как только писатель вводит в свое повествование людей, лишен ных этих недостатков, экзотика испаряется, бледнеют образы, суше становится язык. Так, почти не виден ветфельдшер Арсен тий,— он рассуждает, но не действует. Не получит читатель убедительного ответа и на вопрос, почему веселая девушка Итья Татья, любящая танцы и кино, поехала ко чевать со стадом оленей и полюбила ко чевки... То же можно сказать и об упоми навшемся уже секретаре комсомольской организации колхоза Ай-Теранти, при рожденном рыбаке, влюбленном в свои родные места. «Как и другие северяне, он мог бы поехать учиться в институты Моск вы, Ленинграда, Новосибирска, Свердлов ска. Но родная земля потянула его к себе» Этот довод, выраженный в декларатив ной форме, не убеждает. Родина в пред ставлении Ай-Теранти — берега родной Оби. Хорошо или плохо поступил Ай-Теран ти. окончивший школу-интернат, но не ставший учиться дальше? Не обрек ли себя молодой человек на ограниченность? Ведь в главе «Великий учитель» , посвя щенной Ленинграду, Шесталов убедитель но доказал пользу знаний, рассказал о том, как расширяется понятие Родины. «В детстве мне казалось, что рыбаки и охотники самые мудрые люди на земте,— пишет он.— Лес, небо, медведи, соболи, олени, рыбы — это главное, что есть на земле. Моя деревня — это центр земли. Главные люди на земле — манси, так же как среди светил — солнце, среди рек — Обь, среди рыб — осетр... Манси знал зем лю до Урала, а дальше она казалась ему сказочной, непонятной». Попав в Ленинград, учась в институте народов Севера, юноша расширил горизонт своих представлений, познаний и наблю дений. «В Ленинграде, далеко от родных мест, я вдруг почувствовал красоту языка моего маленького народа. О, город каменный, гы помогаешь нам увидеть то, что мы не виде ли раньше и не чувствовали. Нет, мы сов сем не перестали быть северянами. Наобо рот, мы стали как-то ярче. Ты нас научил слушать себя, и мы чаще стали спраши вать: «Кто мы?» Вот суть! Национальная ограниченность, оказывается, мешает любить родину и свой народ. Это шоры, не позволяющие увидеть достоинства жизни даже родного народа. Но все сказанное выше не значит, что писатель должен бросать «обжитые темы» и браться за чужеродный ему жизненный материал. Нельзя бросать то, что вошло в плоть и кровь твою, что унаследовано с молоком матери. Трудно представить себе Юрия Рытхэу без Чукотки, Григория Хед жера без Амура, Ювана Шесталова без Оби. Надо не уходить с родимой земли, а выдвигать и расширять темы, связанные с жизнью, с народными устремлениями. Та кой путь приведет к успеху. Владимир Санги получил всеобщее при знание как зачинатель нивхской литера туры «Нивхские легенды» (1961) были первой и единственной попыткой Санги писать на родном языке с помощью созданной им са мим нивхской азбуки. Вскоре писатель убе дился, что в современных условиях, когда русский язык стал для большинства нивхов вторым родным языком, изобретение нивх ской письменности — занятие бесполезное. После выхода «Нивхских легенд» про шло пять лет. За это время Санги создал несколько книг: «Голубые горы» (1962), «Соленые брызги» (1962). «Семипёрая пти ца» (1964), «Встречи» (1965), сборник из бранных стихов и прозы «Истоки» (1965), роман «Ложный гон» и повесть «Изгин» (1965). Перед читателями произведений первого нивхского писателя предстают люди силь ные и своеобразные. Они в постоянном движении, в труде и в мечтах. Хотя автор и не выходит за пределы тайги или моря,— весь он устремлен вперед. Широта замысла сочетается в его стихах с дерзостью мечты. Вот Шахтерск — город, выросший на ска лах: Видишь, В скалы дома. Словно скалы, врубились. Человек наш упрям. Он идет не сгибаясь, Морю, тучам, горам И ветрам улыбаясь. Смело смотрит во тьму И работает страстно. Лишь ему одному Все на свете подвластно. Столь же интересны и динамичны «Бал лада о рыбаке», «Идет человек», «Рыбак», «Собачий лай», «Светлая зеленая вода», «Перед путиной». Герой поэзии Санги — человек активный. Он приглашает нас в свое зимовье: Дверь всегда для путника открыта. Ты в нее хозяином войдешь. И ничто здесь от тебя не скрыто — Спички, соль и юколу найдешь.., И когда улягутся бураны,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2