Сибирские огни, 1966, №12
провизации. Его настроение столь возвы шенно и сильно, что не может не вопло титься в слова, а слова — в песню. Это до стигается как звуками, так и повторами, создающими своеобразный ритм, соответ ствующий окружающей среде. Устами своего лирического героя писа тель говорит: «Совсем неправы те, кто ищет счастье где-то вдали от родины. Пусть нынче зво нок космос, и ярче и ближе светила, но лишь на Земле родной мы дышим полной грудью. На Земле вырастаю: у нас крылья, и можем летать мы в космос только от Земли». Вот это сыновнее чувство к своему на роду, к своей земле и заставило юношу Ай-Теранти после окончания средней шко лы-интерната остаться в тундре, стать ры баком. Молодежь избрала его секретарем комсомольской ячейки, и он оправдывает ее доверие. Он хороший рыбак, дружит с природой и понимает ее, умеет читать и слушать лес. Точно таким же святым чув ством любви к своей Отчизне охвачена и тетя Сана, вышедшая замуж за оленевода ханты Микуля, постоянно кочующая вме сте с ним по необъятной тундре, которая кажется ей доброй матерью Тетя Сана — хранительница добрых традиций, талант ливая песенница. Ай-Теранти — человек новых воззрений. Он умен и активен. «Если соединить муд рость науки с опытом древних кочевни ков — много мяса будет. А это ' так важно для государства»,— размышляет он. Юван Шесталов не скрывает, что в бы ту и сознании оленеводов, охотников и рыбаков, ведущих кочевой образ жизни, многие месяцы оторванных от оседлых и культурных мест, есть еще немало труд ностей и пережитков. Характерно, что и в среде молодежи противоречия и пережит ки еще встречаются. Ветеринар Арсентий — труженик, работяга, а рядом Усюп — пестрый попугай, баловень, перелетная птица. Он говорит: «Моя родина — планета Земля. Мой народ — земляне». Таков этот космо полит, человек без родины. Бму возража ет Арсентий: «...Когда на всей земле будет коммунизм и наши космические корабли полетят вон туда,— указывая пальцем на солнце, говорил Арсентий,— нашей родиной, конечно, будет планета Земля. А пока у нас одна социалистическая родин а— Совет ский Союз. Но у каждого в душе есть еще своя родина— та земля, где родился че ловек, тот народ, из глубин которого он вышел на дорогу жизни...» Социалистическое содержание, родня щее произведения Шесталова с произведе ниями писателей других северных народ ностей, не только не помешало выявлению особенностей мансийской национальной формы, но, наоборот, помогло раскрыться тем возможностям, что заложены в на родном творчестве, породило новую форму, основанную на опыте передовых литератур и национальных традициях. Современность берет у традиции все, что она может дать. Традиция — фундамент, на котором произ растают произведения причудливой и свое образной формы. Современность и тради ции помогают друг другу,— это подтвердил Юван Шесталов своими произведениями. Люди и природа в его изображении пред стают как бы в сказочном ореоле, в дымке национальной экзотики. Народные сказоч ные и песенные интонации сочетаются в его повести с опытом зрелых литератур и передовым мировоззрением. У Шесталова хорошо и сочно изображе на северная природа, обряды и обычаи манси. Рассказ о бувшем шамане Потэпке, о том, как он ушел в тайгу, но стосковал ся по людям и вернулся к ним обновлен ным человеком,— покоряет своей жизнен ной правдой. «Нет, не понимали деревья человека. И птицы человека не понимали. А идолы без людей оказались бессильными и не могли творить никаких чудес». Вот одна примечательная песня По- тепки: Живу, думаю, думаю: Трудно человеку жить без колхоза. Очень плохо жить без колхоза! Живу, думаю, думаю: Плохо на лодке плыть без мотора! Грести веслом, как в старину. Очень плохо! Живу, думаю, думаю: Трудно человеку жить без колхоза! К ак зимою пойдешь в селенье далекое? Пешком как в старину? Живу думаю, думаю Зачем в старину народу шагать? Вперед не назад человеку ш агать пристало! Живу и думаю, думаю. Думаю! Удался Ювану Шесталову и рассказ «Соболь не уйдет», где речь шла о моло дом колхозном охотнике, который не сумел победить в себе пережитков Силька Ярлин влюбился в медика бригады Насту, де вушку исключительной духовной красоты. Наста поборола в себе старые взгляды, она живет новым, дружит с учителем. Это не нравится Сильке, ревность точит его серд це. И уж совсем житья не стало, когда он узнал, что его жена на крышу дома лази ла. По мансийским верованиям, мужчина не может жить под крышей, где ходила женщина. Такой дом считается поганым. В семье Сильки начались нелады. Наста не выдержала постоянных упреков мужа и ушла от него. Силька думает: «Соболь не уходил, а жеча ушла. Ушел от него близ кий, редной человек. Прожить ли ему без ласкового вегоа, солнечных, теплых глаз? Нет! Она не умерла! Она перед глазами, она в памяти. В чем же виновата она, з чем же виноват он?» Силька Ярлин думает о космических кораблях, сделанных руками советских людей, о буровом мастере Урусове, нашед шем огненную воду-нефть, о Насте, леча щей людей. Все о.ти счастливы. И «теперь у Сильки, как у многих других, моторная лодка. Быстрее самых быстрых рыб мчит ся его лодка по полноводной Оби. Теперь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2