Сибирские огни, 1966, №12
Болит моя душ а, как будто сам я Л еж у ничком, придушенный арканом, И не в меня ли это мечет камни О скаленная банда Ку-клукс-клана? И не мое ли раненое тело В пучину моря тащ ат кашалоты? И не меня ли жгут напалмом белым Рабовладельцев этих самолеты? О дикари двадцатого столетья! Вы слышите ли там, за океаном. Как чернокожие кричат под плетью: — Мы тоже люди, мы не обезьяны! Поэт напоминает, что клич свободы уже слышится повсюду, что «сгинет гроз ный призрак Хиросимы». Интернациональное чувство писателя тесно связано с его патриотизмом, любовью к родине и к своему народу. Он счастлив, что на планете нашей «силы мира одержи вают победу над силами войны». Вот одно из коротких стихотворений с большой и объемной мыслью: Нет у меня ружья. Нет у меня ножа. Л ук мой тугой потерян. Стрел давно не точу — Ни птицу, ни злого зверя Я убивать не хочу. Но замахнется если Кто-то на правду мою — Срежу такого песней. Словами его убью! Повесть «Синий ветер каслания»— пер вое произведение Шесталова в прозе. Как и у Ходжера, повествование ведется от первого лица Молодой манси, главный персонаж произведения, вернувшись после длительной разлуки в свой край, едет по мансийским кочевьям — «касланиям» и ви дит необычные картины современной жиз ни манси-оленеаодов. Он встречается со многими своими сородичами, которые, как и прежде, занимаются рыбной ловлей и охотой, пасут оленей. Хорошо передано в этой повести своеобразие жизни северного народа, его обычаи и отношения друг с другом, бопьба нового со старым. Среди манси появились люди самых разных про фессий: врачи, геологи, инженеры, литера торы, ученые, учителя. «Высоко подняли нас время и руки советского народа,— пи шет автор.— По-другому мыслим мы и ви дим мир новыми глазами». Действующие лица повести предельно активны. Они сознают себя силой, способ ной воздействовать на ход истории. Это их руками преобразован Север. «Он ска зочно богат Сияют фонтаны нефти ярче северных сияний. А в домах тепло не от дров,— а от пламени земли — синего глаза. И ночью ярче звезд светятся окна — в по селках играет электричество... Рыбаки и OXOI ники, лесорубы и плотники, доярки и конюхи живут новой жизнью. Читают га зеты, смотрят в клубе кино, веселятся и работают... Они одной ногой уже в ком мунизме». Как и Ходжер, Юван Шееталов через свое национальное показывает радость земного бытия, свободного и сильного че ловека, строящего вместе с другими наро дами мир свободы и счастья, радости и труда. Он отображает не только то, что есть, что он видит, но и то, что есть в нем самом: свою любовь к жизни, к ее трепе ту, ко всем ее краскам, тонам, запахам, шорохам. Он рассказывает, как некогда от сталый и забитый народ, опираясь на по мощь братского русского народа, за годы Советской власти шагнул вперед через столетия. В этом секрет привлекательности его произведения. Шееталов сопоставляет факты, рисует портреты людей, размышляет и рассуж дает. Ему хочется дойти до корня, фило софски осмыслить увиденное. Отличие Ше сталова от Ходжера в том, что эмоцио нальный заряд в его произведении сильнее, он весь во власти чувства и, когда чувства полностью овладевают им, он пишет стихи. Стихами сопровождаются все его расска зы. Он не может не петь. Все это сближает его с предшественниками: Матрей Вахру шевой, Николаем Тарабукиным. Джянси Кимонко, Кецай Кеккетыном. Он еще не отпочковался от ритмической прозы, кото рая была свойственна начальному этапу развития литератур народностей Советско го Союза. Очевидцы, бывшие в тайге и тундре, рассказывают, что мелодии песен там не редко сочиняются на ходу и быстро забы ваются. Песни всегда длинные, порой бес конечные. О чем они? О рыбе, ненароком мелькнувшей над поверхностью реки и ушедшей вглубь; о ветре, заплутавшем в тальниках; о туче, бегущей над тайгой; о соболином следе, замеченном у сосны..;. Певцы не торопятся, да в этих местах спе шить и не принято. Песня-импровизация помогает скоротать время и разнообразить поездку. В повести Шесталова нет стройного сю жета. Это импровизации, это мозаика картин и впечатлений, навеянных встречей с родными местами и земляками, но в этой импровизации есть своеобразная музыка слова, есть ритм, делающий прозу песней. Вот один из примеров. « _ Иу-иу-иу-иу-и!.. Иу-иу-иу-и! — поет Микуль. — И-и-и-и-и-у-у-иииий! И-и-и-и-и-у-у- ииинй!.. А хорей все пляшет, пляшет! А со баки все лают, лают! Рядом с нартой ле тят, летят... Копыта оленей в снежном тумане, тумане... Мокрый снег слепит, сле пит глаза... Ветер поет, поет в ушах!.. Кед ры пинают, пинают нарту... Я прячу ноги... Дорога узкая, узкая, узкая... Деревья ле тят, летят сквозь нас!.. Олени в тумане, в тумане... Становлюсь я ветром, ветром... Становлюсь снежинкой, снежинкой... В снежном вихре кружусь, кружусь.. Мимо скользят, скользят нарты. Махнул хореем Ай-от. Скользнула улыбкой Татья... Гогот гусиный растаял в радужном снежном ту м ан е— это смеяпся Ларкин». Находясь в доро'е, автор вполне пере воплотился в таежного кочевника и верно передал его состояние, его способность к им
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2