Сибирские огни, 1966, №12
новой жизни, живописует повесть Ходже- ра «Эморон-озеро». Здесь рассказано о русской учительнице Клавдии Прохоровне Беляевой, которая вместе с матерью, же ной погибшего партизана, поселилась в нанайском стойбище и произвела огромный сдвиг в быту и сознании людей, ведших общинно-родовой образ жизни. Отважную « умную женщину нанайцы окружили по четом и навсегда закрепили за ней почет ное звание «Школа-учигель». Впервые образ русского человека нашел в произведении Ходжера всестороннее и глубокое ос вещение: ведь прежде русские изобража лись в национальных литературах несколь ко односторонне, схематично или эпизоди чески. Ходжер не первый и не единственный писатель своего народа. Ныне среди нанай ских писателей (А. Пассар, Н. Дункай, В. Вельды. В. Заксор и др.) он по праву занимает видное место. Начало литератур ной деятельности его сложилось на ред кость счастливо: за рассказ «Мой знако мый пчеловод» в 1957 году ему была при суждена Золотая медаль на литературном конкурсе Всемирного фестиваля молодежи в Москве. Это рассказ о нанайце, овладев шем тайнами пчеловодства. Дело, конечно, не в пчеловодстве, а в новых чертах харак тера таежного жителя. Социализм разбил оковы, которые прежде держали этот не большой народ в пишете и невежестве. Оказалось, бывшие охотники и рыбаки, кипятившие воду в деревянных корытах раскаленными камнями, не знавшие ското водства и земледелия, в условиях Совет ской власти быстро освоили другие полез ные отрасли хозяйственной деятельности, дотоле им неизвестные. Осваивая новые формы труда, заимствуя опыт развитых народов, в первую очередь — русского, на найцы вместе с тем меняли и свою собст венную природу. Пасечник Моранга, пер сонаж рассказа, заинтересованный новым делом, научился грамоте, проявил себя ак тивным, изобретательным человеком И он — не исключение. Побывав в нанайских стойбищах, внимательно наблюдая жизнь, писатель варетил много нанайцев, похо жих на героя его первого рассказа. 0 5 этом Холжер взволнованно рассказал в книге «Амур — река родственников» Это правдивое и вполне самобытное повествова ние невозможно отнести к одному какому- либо жанру прозы. Здесь и репортаж, и портретные зарисовки, и размышления над собственной судьбой п судьбой нанайского народа. В то же время это и летопись возро ждения нанайской народности в годы Совет ской власти, автобиография человека, ко торый рос вместе со своим народом и до стиг вершин культуры. Пойдемте же вместе с автором в глу бокую разведку по берегам нижнего Аму ра и посмотрим, как живут современные нанайцы. В произведении показаны люди разных поколений, разного уровня знаний и разных профессий. Чаше всего это про тотипы будущих действующих лиц, кото рые, вероятно, найдут себе место в трило гии, которую задумал писатель. Вот брат автора Игнат Ходжер — элект рик, радист второго класса, студент музы кального отделения педучилища. Он меч тает стать композитором, и можно не c o m j неваться, что Игнат достигнет желанной цели. Председатель колхоза Андрей Петрович Размахнин — человек государственного ума. инициативный и заботливый организа тор. Он ставит вопрос об укрупнении мел ких колхозов, о специализации некоторых из них на рыбной ловле, охоте и живот новодстве. Это традиционные хозяйствен ные формы нанайцев. В новых условиях они не отменяются, а совершенствуются, дают наибольший экономический эффект. Размахнин выступает против расширения полеводства, справедливо полагая, что кор чевать тайгу трудно и невыгодно. Да и нет в этом особой необходимости: в нашей стране есть много степных мест, ждущих земледельцев. Вопрос о разделении тру да — большой государственный вопрос, и Размахнин верно решает его. Юна Николаевич Бельды — садовод и пчеловод, работник просвещения. Тридцать его воспитанников получили высшее и спе циальное образование: Михаил Бельды — аспирант, будущий ученый. Рая Бельды — первый врач-нанаец. Отец Юны Бельды знал Арсеньева, встречался с ним. Каким далеким ему кажется время, когда он жил в глиняной фанзе, был «лесным челове ком!..» А вот столетний нанаец Хэлэ Оненко, патриарх поселка Найхин. Он не любит слушать рассказы о прошлом. Они напо минают ему о тяжелой жизни, похожей на кошмарный сон. Хэлэ Оненко смотрит не назад, а вперед, его интересует коммунизм. В очерке «Амур — река родственников» писатель рассказывает о важной роли Л е нинграда, ставшего колыбелью письменно сти и культуры народов Севера, об ученых- энтузиастах. которые помогли нанзйцам встать на собственные ноги: В. А. Аврори- не. А. П. Путинцевой, Т. И. Петровой, М. А. Каплан. Их помнят пожилые и мо лодые нанайцы, они преисполнены к ним благодарности и уважения. Ходжер вернулся и к любимой своей теме повести «Эморон-озеро». В очерке названа учительница, которая послужила прототипом Беляевой. Это Капитолина Павловна Худачова. Она приехала в Нер- ген летом 1933 года по путевке комсомола после окончания музыкальной школы. Вот как выглядел поселок в то время: «Глиня ные фанзы, амбары на четырех ножках, свора злых собак и одна черная свинья на Автор назвал свое произведение путе выми заметками и размышлениями. Публи цистика вторглась в художественную ткань, как необходимый элемент, без ко торого очерк оказался бы бескрылым.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2