Сибирские огни, 1966, №12

новой жизни, живописует повесть Ходже- ра «Эморон-озеро». Здесь рассказано о русской учительнице Клавдии Прохоровне Беляевой, которая вместе с матерью, же­ ной погибшего партизана, поселилась в нанайском стойбище и произвела огромный сдвиг в быту и сознании людей, ведших общинно-родовой образ жизни. Отважную « умную женщину нанайцы окружили по­ четом и навсегда закрепили за ней почет­ ное звание «Школа-учигель». Впервые образ русского человека нашел в произведении Ходжера всестороннее и глубокое ос­ вещение: ведь прежде русские изобража­ лись в национальных литературах несколь­ ко односторонне, схематично или эпизоди­ чески. Ходжер не первый и не единственный писатель своего народа. Ныне среди нанай­ ских писателей (А. Пассар, Н. Дункай, В. Вельды. В. Заксор и др.) он по праву занимает видное место. Начало литератур­ ной деятельности его сложилось на ред­ кость счастливо: за рассказ «Мой знако­ мый пчеловод» в 1957 году ему была при­ суждена Золотая медаль на литературном конкурсе Всемирного фестиваля молодежи в Москве. Это рассказ о нанайце, овладев­ шем тайнами пчеловодства. Дело, конечно, не в пчеловодстве, а в новых чертах харак­ тера таежного жителя. Социализм разбил оковы, которые прежде держали этот не­ большой народ в пишете и невежестве. Оказалось, бывшие охотники и рыбаки, кипятившие воду в деревянных корытах раскаленными камнями, не знавшие ското­ водства и земледелия, в условиях Совет­ ской власти быстро освоили другие полез­ ные отрасли хозяйственной деятельности, дотоле им неизвестные. Осваивая новые формы труда, заимствуя опыт развитых народов, в первую очередь — русского, на­ найцы вместе с тем меняли и свою собст­ венную природу. Пасечник Моранга, пер­ сонаж рассказа, заинтересованный новым делом, научился грамоте, проявил себя ак­ тивным, изобретательным человеком И он — не исключение. Побывав в нанайских стойбищах, внимательно наблюдая жизнь, писатель варетил много нанайцев, похо­ жих на героя его первого рассказа. 0 5 этом Холжер взволнованно рассказал в книге «Амур — река родственников» Это правдивое и вполне самобытное повествова­ ние невозможно отнести к одному какому- либо жанру прозы. Здесь и репортаж, и портретные зарисовки, и размышления над собственной судьбой п судьбой нанайского народа. В то же время это и летопись возро­ ждения нанайской народности в годы Совет­ ской власти, автобиография человека, ко­ торый рос вместе со своим народом и до­ стиг вершин культуры. Пойдемте же вместе с автором в глу­ бокую разведку по берегам нижнего Аму­ ра и посмотрим, как живут современные нанайцы. В произведении показаны люди разных поколений, разного уровня знаний и разных профессий. Чаше всего это про­ тотипы будущих действующих лиц, кото­ рые, вероятно, найдут себе место в трило­ гии, которую задумал писатель. Вот брат автора Игнат Ходжер — элект­ рик, радист второго класса, студент музы­ кального отделения педучилища. Он меч­ тает стать композитором, и можно не c o m j неваться, что Игнат достигнет желанной цели. Председатель колхоза Андрей Петрович Размахнин — человек государственного ума. инициативный и заботливый организа­ тор. Он ставит вопрос об укрупнении мел­ ких колхозов, о специализации некоторых из них на рыбной ловле, охоте и живот­ новодстве. Это традиционные хозяйствен­ ные формы нанайцев. В новых условиях они не отменяются, а совершенствуются, дают наибольший экономический эффект. Размахнин выступает против расширения полеводства, справедливо полагая, что кор­ чевать тайгу трудно и невыгодно. Да и нет в этом особой необходимости: в нашей стране есть много степных мест, ждущих земледельцев. Вопрос о разделении тру­ да — большой государственный вопрос, и Размахнин верно решает его. Юна Николаевич Бельды — садовод и пчеловод, работник просвещения. Тридцать его воспитанников получили высшее и спе­ циальное образование: Михаил Бельды — аспирант, будущий ученый. Рая Бельды — первый врач-нанаец. Отец Юны Бельды знал Арсеньева, встречался с ним. Каким далеким ему кажется время, когда он жил в глиняной фанзе, был «лесным челове­ ком!..» А вот столетний нанаец Хэлэ Оненко, патриарх поселка Найхин. Он не любит слушать рассказы о прошлом. Они напо­ минают ему о тяжелой жизни, похожей на кошмарный сон. Хэлэ Оненко смотрит не назад, а вперед, его интересует коммунизм. В очерке «Амур — река родственников» писатель рассказывает о важной роли Л е­ нинграда, ставшего колыбелью письменно­ сти и культуры народов Севера, об ученых- энтузиастах. которые помогли нанзйцам встать на собственные ноги: В. А. Аврори- не. А. П. Путинцевой, Т. И. Петровой, М. А. Каплан. Их помнят пожилые и мо­ лодые нанайцы, они преисполнены к ним благодарности и уважения. Ходжер вернулся и к любимой своей теме повести «Эморон-озеро». В очерке названа учительница, которая послужила прототипом Беляевой. Это Капитолина Павловна Худачова. Она приехала в Нер- ген летом 1933 года по путевке комсомола после окончания музыкальной школы. Вот как выглядел поселок в то время: «Глиня­ ные фанзы, амбары на четырех ножках, свора злых собак и одна черная свинья на Автор назвал свое произведение путе­ выми заметками и размышлениями. Публи­ цистика вторглась в художественную ткань, как необходимый элемент, без ко­ торого очерк оказался бы бескрылым.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2