Сибирские огни, 1966, №12

КР1ЛТШ1КЛ1 Д. Р О М А Н Е Н К О ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... (о литературах народностей Крайнего Сееера и Дальнего Востока) Да, продолжение следует... Это закон развития литературы, как и жизни: одни формы рождаются, другие исчезают или видоизменяются. Поэтому недопустимы ни консервация старых понятий, ни недооцен­ ка национального своеобразия В первом случае объективно не признается процесс постепенного слияния всех наций и культур в будущем. Во втором — не учитывается тот непреложный факт, что человечество придет к слиянию национальных культур не через ликвидацию или ассимиляцию, а путем расцвета разных культур, путем их взаимного обогащения. Такова диалектика. Взаимовлияние и взаимообогащение на­ циональных литератур — примечательный процесс, типичный сегодня для духовной жизни народов нашей страны. К сожале­ нию, обобщающих его статей и кии: появ­ ляется все еше ничтожно мало. Многие произведения, издающиеся в республиках в областях, остаются вне теоретического осмысления. За последние несколько лет в нашей литературной галактике появилось несколь­ ко новых звезд: аварец Расул Гамзатов, киргиз Чингиз Айтматов, калмык Давид Кугультинов. кабардинец Алим Кешоков, балкарец Кайсын Кулиев, башкир Карим Мустай. бурягы Николай Дамдинов и Дон док Улзытуев, удмурт Геннадий Красиль­ ников... Все это сильные, яркие и своеоб­ разные таланты. Есть настоятельная по­ требность в обозрении литератур народов Российской Федерации, но одному это сде­ лать не под силу. Требуются коллективные усилия разных исследователей. Я ограничу себя некоторыми молодыми литературами народностей Крайнего Севера и Дальне­ го Востока и попытаюсь набросать неболь­ шие портреты талантливых их представи­ телей. За пять лет, прошедших со дня Первой конференции писателей-северян, литерату­ ра народов Севера сделала заметный шаг вперед. Те, кто только начинал свои пер­ вые опыты (а таких было большинство), явились на заседание расширенного Секре­ тариата Союза писателей РСФСР (декабрь, 1965 г.) известными, зрелыми художниками слова. Когда я познакомился с нанайцем Гри­ горием Ходжером весной 1961 года, у него было две книги: сборник рассказов «Первые сдвиги» (1958) и повесть «Чайки собира­ ются над морем» (1959). Теперь у Хедже­ ра несколько сборников рассказов, повесть «Эморон-озеро» (I960), книга очерков «Амур — река родственников» (1963), роман «Конец большого дсма» (1964) — начало трилогии «Амур широкий» — о нанайской народности. Задуманной 1 рилогии предше­ ствовала большая работа, внимательное и пристальное изучение современной жизни нанайцев. О своем детстве и своих юношеских го­ дах писатель рассказал в автобиографиче­ ском повествовании «Амур — река родствен­ ников». «...Говорят, когда я появился на свет, то проявил себя самым тишайшим из всех ти­ шайших новорожденных, будто бы боялся даже дыхнуть. Но мою скромность бабуш­ ка растолкоьала по-своему и тут же при­ менила испытанную древнюю хирургию. Конечно, недостатка в ножах, топорах или, скажем, в ножницах а то время уже не бы­ ло, но бабушка, по предписанию древних обычаев, заставила маму воспользоваться зубами и откусить мой мизинец. После этого я о своем появлении на свет опове­ стил все стойбище таким криком, что со­ баки, поджав хвосты, попрятались под ам­ барами». В этом рассказе много добродушной иронии, но это святая правда. О том, как нанайцы выходили на путь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2