Сибирские огни, 1966, №12
КР1ЛТШ1КЛ1 Д. Р О М А Н Е Н К О ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... (о литературах народностей Крайнего Сееера и Дальнего Востока) Да, продолжение следует... Это закон развития литературы, как и жизни: одни формы рождаются, другие исчезают или видоизменяются. Поэтому недопустимы ни консервация старых понятий, ни недооцен ка национального своеобразия В первом случае объективно не признается процесс постепенного слияния всех наций и культур в будущем. Во втором — не учитывается тот непреложный факт, что человечество придет к слиянию национальных культур не через ликвидацию или ассимиляцию, а путем расцвета разных культур, путем их взаимного обогащения. Такова диалектика. Взаимовлияние и взаимообогащение на циональных литератур — примечательный процесс, типичный сегодня для духовной жизни народов нашей страны. К сожале нию, обобщающих его статей и кии: появ ляется все еше ничтожно мало. Многие произведения, издающиеся в республиках в областях, остаются вне теоретического осмысления. За последние несколько лет в нашей литературной галактике появилось несколь ко новых звезд: аварец Расул Гамзатов, киргиз Чингиз Айтматов, калмык Давид Кугультинов. кабардинец Алим Кешоков, балкарец Кайсын Кулиев, башкир Карим Мустай. бурягы Николай Дамдинов и Дон док Улзытуев, удмурт Геннадий Красиль ников... Все это сильные, яркие и своеоб разные таланты. Есть настоятельная по требность в обозрении литератур народов Российской Федерации, но одному это сде лать не под силу. Требуются коллективные усилия разных исследователей. Я ограничу себя некоторыми молодыми литературами народностей Крайнего Севера и Дальне го Востока и попытаюсь набросать неболь шие портреты талантливых их представи телей. За пять лет, прошедших со дня Первой конференции писателей-северян, литерату ра народов Севера сделала заметный шаг вперед. Те, кто только начинал свои пер вые опыты (а таких было большинство), явились на заседание расширенного Секре тариата Союза писателей РСФСР (декабрь, 1965 г.) известными, зрелыми художниками слова. Когда я познакомился с нанайцем Гри горием Ходжером весной 1961 года, у него было две книги: сборник рассказов «Первые сдвиги» (1958) и повесть «Чайки собира ются над морем» (1959). Теперь у Хедже ра несколько сборников рассказов, повесть «Эморон-озеро» (I960), книга очерков «Амур — река родственников» (1963), роман «Конец большого дсма» (1964) — начало трилогии «Амур широкий» — о нанайской народности. Задуманной 1 рилогии предше ствовала большая работа, внимательное и пристальное изучение современной жизни нанайцев. О своем детстве и своих юношеских го дах писатель рассказал в автобиографиче ском повествовании «Амур — река родствен ников». «...Говорят, когда я появился на свет, то проявил себя самым тишайшим из всех ти шайших новорожденных, будто бы боялся даже дыхнуть. Но мою скромность бабуш ка растолкоьала по-своему и тут же при менила испытанную древнюю хирургию. Конечно, недостатка в ножах, топорах или, скажем, в ножницах а то время уже не бы ло, но бабушка, по предписанию древних обычаев, заставила маму воспользоваться зубами и откусить мой мизинец. После этого я о своем появлении на свет опове стил все стойбище таким криком, что со баки, поджав хвосты, попрятались под ам барами». В этом рассказе много добродушной иронии, но это святая правда. О том, как нанайцы выходили на путь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2