Сибирские огни, 1966, №12
Как показывают публикуемые письма, Гарину пришлось затратить немало сил, проявить огромное упорство и волю в борьбе с умным и хитрым врагом, поддержан ным другими железнодорожными чиновниками. Но Гарин все-таки вышел победите лем. Во-первых, при постройке Сибирской железной дороги были учтены его идеи экономии, и хотя сохранилась широкая колея, был выработан упрощенный, удешевлен ный тип постройки, снизивший, по свидетельству Н. В. Михайловской, первоначальную смету Министерства со 100 до 40 тысяч стоимости версты. Во-вторых, после долгих усилий Гарину удалось добиться разрешения и на строительство узкоколейной, Кро- товка — Сергиевской, железной дороги, которое было осуществлено им в середине 90-х годов. Письма этого года, а также воспоминания жены писателя свидетельствуют о той трудной борьбе, которую Гарину приходилось вести все это время, и о том угнетенном состоянии, которое было вызвано ею. Сообщая о своих переживаниях, Гарин писал жене: «Никогда еще в жизни гак скверно и тяжело не чувствовал себя». Но эта не равная борьба за осуществление своих передовых идей не сломила его воли и упор ства. Гарин считал себя, как писал жене, «большим работником», «сильным работни ком», «борцом» и не падал духом. Эту силу давала ему глубокая вера в то, что гряду щие поколения оценят его заслуги перед родиной. Письма публикуются по автографам ИРЛИ (ф. 69, ед. хр. № 1, 2, 3). Произведена датировка большей частипубликуемых писем. В недатированных письмах установленная или предполагаемая дата, а также место написания письма, если оно не указано самим Гариным, дается в скобках. В письмах упоминается много имен и фамилий людей, с которыми Гарин был свя зан по делам службы. Таковы чиновники Министерства путей сообщения Анненков М. Н., Антонов В. М., Бальи Ю. Ф., Брун В А., Евреинов Г. А., Жуков В. Н., Заботкин Д. С., Изнар Н. Н., Михайлов А. М., Михалевский В. Г., Нечаев П. П., Петров Н. П., Подрупкий Е. Ю., Табурно И. П., Хржонщевский М. Ц. и др. Абаза А. А., Арбузов Н. К., Витте С. Ю„ Вышнеградский И. А., Голенищев-Ку тузов А. А. и др.— чиновники Министерства финансов и банковские служащие. Ванновский П. С., Имретинский А. К., Ольденбургский А. П.— чиновники Военно го министерства и Главного штаба. Пунктуация писем значительно исправлена. Приношу искреннюю благодарность дочерям писателя — Надежде Николаевне Михайловской Субботиной и Ольге Николаевне Михайловской за их помошь в работе. И. ЮДИНА 1 [Январь — до 2-го февраля, 1892, СПб[ Счастье мое дорогое, Надюрка! Я второй день сижу в Царском. Одну ночь ночую у Нины1, а сегодня у Вари2. Все разошлись, и я сел тебе писать. Вторую часть Тему3 (ко торую повез с собой) я переделал и вышло прелестно. Все говорят, что будет славная вещь. Начало уже набирается: Станюкович4 говорит, что давно уж не было такой вещи и что она производит сильное впечатление. Сибирскую5 дорогу немного переделал и завтра отдаю в набор,— тоже хорошо. Может и принесет пользу,— как раз новый министр будет, говорят, Заботкин, н ачал ь ник] инженерною корпуса. Молодой энергичный инженер, генерал-майор, любимец Ванновского Во временном] Управлении] буду представляться 2 февр[аля]. Мих[айловский]5 через Бальпа передает мне, что он надеется, что я у него буду. Я через Бальца пере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2