Сибирские огни, 1966, №12
6 деле быстрейшего экономического развития страны Гарин придавал большое значение железнодорожному строительству, техническому прогрессу. С начала 90-х го дов он настойчиво начинает пропагандировать идею выгодности для России узкоко лейных железных дорог, как самых дешевых и быстрее строящихся. Стараясь привлечь к этому вопросу широкое общественное мнение, он не только неутомимо выступает с многочисленными докладами перед различной аудиторией, но и берется за перо публициста. Такая полнота жизни давала Гарину огромное моральное удовлетворение. «Без конца счастлив,— говорилось в одном из его писем,— и успехом, и тем. что живем мы с тобой высшей жизнью, какой только когда-либо жили лучшие из людей». Однако, наряду с радостью творчества и литературного признания, а также упрочения его славы талантливого инженера-изыскателя и строителя железных дорог, Гарину в то же время приходилось испытывать немало огорчений и тревог, связанных с журнальной, публицистической и сельскохозяйственной деятельностью. «Русское богатство», руководимое Н. К. Михайловским, превратилось в идейный центр народничества, «выродившегося» к средине 90-х годов, по выражению В. И. Л е нина, «в мещанский оппортунизм». Несмотря на то, что Гарин являлся фактическим основателем обновленного «Русского богатства» и печатал там свои произведения, ко торые во многом способствовали успеху журнала, он, в сущности, не был соратником и единомышленником Н. К. Михайловского— идеолога либерального народничества 90-х годов. К моменту вступления Гарина на литературное поприще его увлечение на родничеством, имевшее место в 80-х годах, было уже пройденным этапом. На соб ственном опыте ведения сельского хозяйства он понял несостоятельность “народниче ских идей, увидел, что жизнь развивается не по тем законам, которые предписывают ей народники, «высосав» их «из пальца, приставленного ко лбу», что Россия уже дав но вступила на путь капиталистического развития, минуя свой особый, «самобытный» путь. Гарин не мог не заметить, что в жизни нарождается новое общественное тече ние — молодой русский марксизм, за которым правда, а следовательно, и будущее. Помогая народникам в реорганизации «Русского богатства», писатель надеялся, что под руководством такого прогрессивного, «европейски образованного, с широким взглядом публициста»,1 как Н. К. Михайловский, журнал сумеет ответить новым тре бованиям времени, в частности — насущным нуждам в деле строительства так необхо димых России железных дорог. Однако эти надежды не оправдались. Письма к Михайловской не только помогают уяснить роль Гарина в деле созда ния творческой жизни «Русского богатства», но и показывают, как намечался отход от журнала, приведший в 1897 году к окончательному разрыву. Огорчения и переживания Гарина в этом году были связаны и с его инженер ной деятельностью. Публицистические статьи, в которых он со страстной убежден ностью отстаивал постройку дешевых железных дорог, затрагивая при этом и многие общие проблемы развития железнодорожного дела в России, уже вызвали целую бурю в инженерных и министерских кругах. Смелое обличение писателем косности, рутины и формализма не только в инже нерном деле, но и во всей российской действительности того времени не замедлили вызвать злобные нападки со стороны заправил из Главного управления и увеличили список врагов. Гарину пришлось вступать в неравную борьбу с бюрократическим ми ром самодержавной России. Одним из серьезных противников Гарина был другой его однофамилец — К. Я. Михайловский, руководивший в 1891—1892 гг. партиями изы скателей по постройке Великого Сибирского пути, а затем ставший начальником управления по сооружению железных дорог. Еще во время постройки Уфа — Злато устовской железной дороги, будучи заинтересован в прибыли для себя и своих товари- щей-инженеров, выступавших в роли мелких подрядчиков, К. Я Михайловский враж дебно относился к Гарину и к вдохновлявшей его идее экономии при строительстве дороги. ' Из телеграммы Н. К. Михайловскому от 15 ноября 1894 года. ИРЛИ, ф. 181, on. 1, № 453.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2