Сибирские огни, 1966, №12

6 деле быстрейшего экономического развития страны Гарин придавал большое значение железнодорожному строительству, техническому прогрессу. С начала 90-х го­ дов он настойчиво начинает пропагандировать идею выгодности для России узкоко­ лейных железных дорог, как самых дешевых и быстрее строящихся. Стараясь привлечь к этому вопросу широкое общественное мнение, он не только неутомимо выступает с многочисленными докладами перед различной аудиторией, но и берется за перо публициста. Такая полнота жизни давала Гарину огромное моральное удовлетворение. «Без конца счастлив,— говорилось в одном из его писем,— и успехом, и тем. что живем мы с тобой высшей жизнью, какой только когда-либо жили лучшие из людей». Однако, наряду с радостью творчества и литературного признания, а также упрочения его славы талантливого инженера-изыскателя и строителя железных дорог, Гарину в то же время приходилось испытывать немало огорчений и тревог, связанных с журнальной, публицистической и сельскохозяйственной деятельностью. «Русское богатство», руководимое Н. К. Михайловским, превратилось в идейный центр народничества, «выродившегося» к средине 90-х годов, по выражению В. И. Л е­ нина, «в мещанский оппортунизм». Несмотря на то, что Гарин являлся фактическим основателем обновленного «Русского богатства» и печатал там свои произведения, ко­ торые во многом способствовали успеху журнала, он, в сущности, не был соратником и единомышленником Н. К. Михайловского— идеолога либерального народничества 90-х годов. К моменту вступления Гарина на литературное поприще его увлечение на­ родничеством, имевшее место в 80-х годах, было уже пройденным этапом. На соб­ ственном опыте ведения сельского хозяйства он понял несостоятельность “народниче­ ских идей, увидел, что жизнь развивается не по тем законам, которые предписывают ей народники, «высосав» их «из пальца, приставленного ко лбу», что Россия уже дав­ но вступила на путь капиталистического развития, минуя свой особый, «самобытный» путь. Гарин не мог не заметить, что в жизни нарождается новое общественное тече­ ние — молодой русский марксизм, за которым правда, а следовательно, и будущее. Помогая народникам в реорганизации «Русского богатства», писатель надеялся, что под руководством такого прогрессивного, «европейски образованного, с широким взглядом публициста»,1 как Н. К. Михайловский, журнал сумеет ответить новым тре­ бованиям времени, в частности — насущным нуждам в деле строительства так необхо­ димых России железных дорог. Однако эти надежды не оправдались. Письма к Михайловской не только помогают уяснить роль Гарина в деле созда­ ния творческой жизни «Русского богатства», но и показывают, как намечался отход от журнала, приведший в 1897 году к окончательному разрыву. Огорчения и переживания Гарина в этом году были связаны и с его инженер­ ной деятельностью. Публицистические статьи, в которых он со страстной убежден­ ностью отстаивал постройку дешевых железных дорог, затрагивая при этом и многие общие проблемы развития железнодорожного дела в России, уже вызвали целую бурю в инженерных и министерских кругах. Смелое обличение писателем косности, рутины и формализма не только в инже­ нерном деле, но и во всей российской действительности того времени не замедлили вызвать злобные нападки со стороны заправил из Главного управления и увеличили список врагов. Гарину пришлось вступать в неравную борьбу с бюрократическим ми­ ром самодержавной России. Одним из серьезных противников Гарина был другой его однофамилец — К. Я. Михайловский, руководивший в 1891—1892 гг. партиями изы­ скателей по постройке Великого Сибирского пути, а затем ставший начальником управления по сооружению железных дорог. Еще во время постройки Уфа — Злато­ устовской железной дороги, будучи заинтересован в прибыли для себя и своих товари- щей-инженеров, выступавших в роли мелких подрядчиков, К. Я Михайловский враж ­ дебно относился к Гарину и к вдохновлявшей его идее экономии при строительстве дороги. ' Из телеграммы Н. К. Михайловскому от 15 ноября 1894 года. ИРЛИ, ф. 181, on. 1, № 453.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2