Сибирские огни, 1966, №11
обыкновенный хороший парень, каких мно го- добросовестно выполняет свою работу, походя считает нелишним отремонтировать общежитскую радиолу, пока другие танцу ют с девушками. Но по-настоящему красо та Гошкиной души раскрывается позже, в любви, чистой и поэтической, к Нюсе Окуш- ко. Став молодоженами, Гошка и Нюся с большим трудом преображают полуразва лившийся зимник в жилище, а потом отда ют свой дом семье механика. «Особняк за ручьем» — рассказ о человеческом счастье, том счастье, которое не может существовать без внимания и помощи людей и неспособно расти на ниве эгоизма, душевной черство сти и обособленности от окружающего ми- р а ' „ Лучшим, на мои взгляд, является рас сказ «Русин»! Картограф геологической экспедиции Русин — человек нерешитель ный, даже как будто слабовольный и мни тельный — вызывает у окружающих если не презрение, то, во всяком случае, раздраже ние, неприязнь или равнодушие. Странно и даж е жалко выглядит он среди суровых и сильных людей таежного поселка, куда при езжает, чтобы организовать вывозку фосфо рита Не хватает рабочих, угрожает паво док, начинается весеннее бездорожье. И вот герой, обутый, словно в насмешку, в но венькие калоши, беспрестанно проваливаясь в весеннем снегу, путаясь в длинных полах пальто, препирается с начальником партии, взрывниками, бульдозеристами, шоферами, — и мало верится, что он способен добить ся своего. Мы не ждем от него ничего ге роического и не можем отрешиться от смут ного предчувствия шаблона в обрисовке этого слабого ч «маленького» человека. И ждем, что он будет посрамлен в решении возникших перед ним трудностей среди сильных и резких людей, не терпящих ни физической слабости, ни колебаний, прези рающих неумение работать и добиваться намеченного. Но вот под пером автора Ру син вдруг оживает как весьма реальное лицо. Уже в первой главе он неожиданно сбрасывает свое длинное пальто и, оттес нив свою квартирохозяйку, увлеченно, го рячась, пилит с хозяйской дочерью дрова. Зачем бы это ему? Ведь мог пройти мимо. А мы начинаем различать в Русине его са мое лучшее душевное свойство, то, что скрыто за кадошами и длинным пальто,— неравнодушие к людям, умение принять участие в большом и малом человеческом деле. Это неравнодушие, по-видимому, как признак душевной силы, уживается в нем со многими душевными же слабостями, ко торые он пытается преодолеть, пусть и не всегда успешно. Перед нами человек, кото рый находится на «запоздалом изломе» и характер которого находится в становлении и испытании Для него не пройдет бесследно и то, что случилось на буровой, когда Ру син, спасая положение, останавливает пол зущие под откос сани с буровым станком, и то, как он заставил чрезмерно осторожно го бульдозериста предотвратить затопление весенними водами карьера. Образ Русина тем и интересен, что автор сумел преодо леть наметившийся шаблон, проявил стрем ление и умение «не солгать», вглядеться в человеческий характер и подметить в нем интересное и значительное. Уезжая из та ежного поселка, Русин положит в свой че моданчик камушек фосфорита — на память о том времени, когда он испытал счастье ответственности, счастье веры в себя и лю дей. Лучшие рассказы сборника «Птицы не поют в тумане» объединяет стремление ав тора показать, насколько его герой может соответствовать высокому назначению чело века. Это их основной идейный настрой. Герои В. Мазаева как бы проходят провер ку на пригодность жить в том суровом, но прекрасном мире, о котором рассказывает писатель. Ему далеко не всегда удается рассказать о них с полной достоверностью и художественной убедительностью, явля ющейся неотъемлемой принадлежностью зрелого мастерства. Но все удачи, рассы панные в рассказах, могут служить залогом хорошего будущего. И. Фоменко ГЛАЗАМИ ПОЭТА ЕЭ каждом образе и стихе поэт — перво- открыватель. Он может в тысячный раз писать о лесе, реке или закате, но он должен увидеть их такими, какими не ви дел до него еще никто. Человеку и Природе посвящены лучшие стихи Н. Савостина, вошедшие в его но вый сборник1. Поэт, долго живший в Сибири, увидел теперь иные края и стра ны В месяц ковша, в сезон сбора виногра да и виноделия, открылась ему Молдавия. Ее города, где В переулках кгетры дымят — Догорают деревьев обноск-i., И плывет дымок, горьковат, На заборы, дома, киоски. Ее виноградники, где Роса стекает с каждого лилта, Вчерашней пыли слой смывая тонкий. Торчит тугая гроздь из-под куста, Как вымя, жадно ждущее теленка. Ее леса, где На паутине лист, свернувшись трубкой. • Кружит, как одинокий мотылек. 1 Н и к о л а й С а в о е ! ин. Месяц ковша* Кишинев, изд. «Картя Молдовеняска», 1965,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2