Сибирские огни, 1966, №11

которая как бы венчает его песни о дружбе русских с калмыками. Ты часто ль вспоминаешь имя Ленина? Оно — как Родина и отчий дом: мы в нем живем, не говоря о нем. Точная трасса, избранная поэтом, ведет его по центральной магистрали жизни. Он беспощаден к тем, кто готов ввергнуть пла нету в катастрофу. Есть у Кугультинова от­ личное стихотворение об одичавших соба­ ках, ставших врагами человека— пестрыми волками. Оно воспринимается как призыз к непримиримой борьбе с силами фашизма, под какой бы личиной они ни поднимали голову. Кугультинов часто обращается к народ­ ному фольклору калмыков, но в осмысле­ ние этого материала он вносит и свое зна­ ние культуры русского и других народов. Эрудиция, гражданский накал, стремление философски осмыслить мир и историю — вот что привлекает читателя в творчестве Ку­ гультинова. «Заслужить бы мне друга лю­ бовь и свинцовую пулю врага!»— сказал он однажды. Как добиться такой чести? И он дает клятву «не убегать от стонов мира, не отступать oi зовов мира...» Не все стихи Кугультинова равноценны, ио ведь настоящий поэт совершенствуется всю жизнь А Кугультинов работает много и упорно. Новые встречи читателя с поэтом •обещают быть интересными и волнующими. В . П о ёож ий СЕМЬ РАССКАЗОВ В. МАЗАЕВА О азвание, которое дал своему сборнику * * рассказов В. Мазаев — «Птицы не по­ ют в тумане»,' в какой-то мере отражает одно из определяющих пристрастий автора. С первых же страниц на нас пахнуло запа хами, звуками и красками тайги, которую писатель хорошо знает и любит. Однако семь рассказов, составляющих книгу, далеко не одинаковы по своим до­ стоинствам. Заметно, что увереннее всего В. Мазаев чувствует себя среди геологов, под открытым небом, в таежных поселках. Но стоит ему покинуть свою любимую и из­ вестную до топкостей среду, как начинают­ ся неприятности: нет нет да и даст о себе знать то мелкость и надуманность характе­ ров- и ситуаций, то отсутствие достоверно­ сти, то шаблонность и облегченность в ре’ Вл М азаев Птицы не поют в тумане. Ке­ мерово, кн. изд., 1965. шении темы. Эти слабости, например, свой­ ственны таким рассказам, как «В гихом го­ родке», «Неуютное место». «Девочкина любовь» Люсе, героине рассказа «В тихом город­ ке» нравится работа реставратора подер­ жанных книг. Правда, она только прини­ мает и выдает их. Но все равно, «в книгах попадались всякие интересные вещи засу­ шенные цветы, обертки от конфет, календар­ ные листочки со стихами на обороте, мар­ ки». Значит, совсем не книги и интересуют Люсю. Судя по всему, она — человек ду­ ховно неразвитый, с бедным воображением и слабым характером, ни о чем не мечта­ ет, ни к чему не стремится. Героиня впол­ не довольна тем, что «у нее... рассудитель­ ные, здоровые мысли», позволяющие «по- настоящему уважать книгу». И вот такой человек срывается вдруг с тихой работы из тихого городка и устремляется «на восток, куда-то аж за Байкал, что-то там поко­ рять!» Причина столь поспешного отъезда поистине анекдотическая: все считают, по нелепой случайности, что у Люси на восто­ ке жених, ей неудобно раскрыть обман, и она пускается в дорогу. Все красивые сло­ ва, которые автор говорит ей вслед, не из­ бавляют нас от чувства неловкости и доса­ ды: как легко, как просто, оказывается, стать героем далекой новостройки... «Чу­ да» не произошло, и невозможно поверить в правду характера героини. В рассказе «Девочкина любовь» не ощу­ щается внутренней необходимости: ничего интересного, нового В. Мазаев нам не по­ казывает. Психологический рассказ немыс­ лим без свежести и тонкости авторских на­ блюдений Детская же любовь Таи и Саши описана в соответствии с канонами взросло­ го чувства, соперница, ревность, поцелуй. Разумеется, такое «подтягивание» лишает произведение достоверности... Сборник открывается коротеньким рас­ сказом «Миражи», в известной мере «про­ граммным» для автора. Слабодушному гео­ логу Игорю, не нашедшему в себе сил продолжать путь по гаежной гропе и меч­ тающему о легкой жизни, противопостав­ лен здесь Бородавкин, героически погиб­ ший при выполнении задания. Тем самым В. Мазаев как бы заявляет что искателям легкой жизни в его книгу п у ть заказан, что его герои — это такие, как Дорохов, кото­ рый «мог без отдыха шагать, казалось, сут­ ками», и такие, как Бородавкин,— внешне ничем не приметные, но героические люди. Один из персонажей рассказа «Особняк за ручьем», старый плотник Агафонкин, фи­ лософски замечает- «Вроде смотришь на человека а человека-то не видишь. Ровно между глаз попадает...» Словно прислуши­ ваясь к этому предостережению своего ге­ роя, В. Мазаев внимательно вглядывается в человека, чтобы увидеть в нем самое глав­ ное. самое нужное людям. Взрывник Гошка Коршунов в том же рассказе — «маленький, узкоплечий, как подросток», которого и дев­ чата считают неинтересным. Он просто

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2