Сибирские огни, 1966, №11
которая как бы венчает его песни о дружбе русских с калмыками. Ты часто ль вспоминаешь имя Ленина? Оно — как Родина и отчий дом: мы в нем живем, не говоря о нем. Точная трасса, избранная поэтом, ведет его по центральной магистрали жизни. Он беспощаден к тем, кто готов ввергнуть пла нету в катастрофу. Есть у Кугультинова от личное стихотворение об одичавших соба ках, ставших врагами человека— пестрыми волками. Оно воспринимается как призыз к непримиримой борьбе с силами фашизма, под какой бы личиной они ни поднимали голову. Кугультинов часто обращается к народ ному фольклору калмыков, но в осмысле ние этого материала он вносит и свое зна ние культуры русского и других народов. Эрудиция, гражданский накал, стремление философски осмыслить мир и историю — вот что привлекает читателя в творчестве Ку гультинова. «Заслужить бы мне друга лю бовь и свинцовую пулю врага!»— сказал он однажды. Как добиться такой чести? И он дает клятву «не убегать от стонов мира, не отступать oi зовов мира...» Не все стихи Кугультинова равноценны, ио ведь настоящий поэт совершенствуется всю жизнь А Кугультинов работает много и упорно. Новые встречи читателя с поэтом •обещают быть интересными и волнующими. В . П о ёож ий СЕМЬ РАССКАЗОВ В. МАЗАЕВА О азвание, которое дал своему сборнику * * рассказов В. Мазаев — «Птицы не по ют в тумане»,' в какой-то мере отражает одно из определяющих пристрастий автора. С первых же страниц на нас пахнуло запа хами, звуками и красками тайги, которую писатель хорошо знает и любит. Однако семь рассказов, составляющих книгу, далеко не одинаковы по своим до стоинствам. Заметно, что увереннее всего В. Мазаев чувствует себя среди геологов, под открытым небом, в таежных поселках. Но стоит ему покинуть свою любимую и из вестную до топкостей среду, как начинают ся неприятности: нет нет да и даст о себе знать то мелкость и надуманность характе ров- и ситуаций, то отсутствие достоверно сти, то шаблонность и облегченность в ре’ Вл М азаев Птицы не поют в тумане. Ке мерово, кн. изд., 1965. шении темы. Эти слабости, например, свой ственны таким рассказам, как «В гихом го родке», «Неуютное место». «Девочкина любовь» Люсе, героине рассказа «В тихом город ке» нравится работа реставратора подер жанных книг. Правда, она только прини мает и выдает их. Но все равно, «в книгах попадались всякие интересные вещи засу шенные цветы, обертки от конфет, календар ные листочки со стихами на обороте, мар ки». Значит, совсем не книги и интересуют Люсю. Судя по всему, она — человек ду ховно неразвитый, с бедным воображением и слабым характером, ни о чем не мечта ет, ни к чему не стремится. Героиня впол не довольна тем, что «у нее... рассудитель ные, здоровые мысли», позволяющие «по- настоящему уважать книгу». И вот такой человек срывается вдруг с тихой работы из тихого городка и устремляется «на восток, куда-то аж за Байкал, что-то там поко рять!» Причина столь поспешного отъезда поистине анекдотическая: все считают, по нелепой случайности, что у Люси на восто ке жених, ей неудобно раскрыть обман, и она пускается в дорогу. Все красивые сло ва, которые автор говорит ей вслед, не из бавляют нас от чувства неловкости и доса ды: как легко, как просто, оказывается, стать героем далекой новостройки... «Чу да» не произошло, и невозможно поверить в правду характера героини. В рассказе «Девочкина любовь» не ощу щается внутренней необходимости: ничего интересного, нового В. Мазаев нам не по казывает. Психологический рассказ немыс лим без свежести и тонкости авторских на блюдений Детская же любовь Таи и Саши описана в соответствии с канонами взросло го чувства, соперница, ревность, поцелуй. Разумеется, такое «подтягивание» лишает произведение достоверности... Сборник открывается коротеньким рас сказом «Миражи», в известной мере «про граммным» для автора. Слабодушному гео логу Игорю, не нашедшему в себе сил продолжать путь по гаежной гропе и меч тающему о легкой жизни, противопостав лен здесь Бородавкин, героически погиб ший при выполнении задания. Тем самым В. Мазаев как бы заявляет что искателям легкой жизни в его книгу п у ть заказан, что его герои — это такие, как Дорохов, кото рый «мог без отдыха шагать, казалось, сут ками», и такие, как Бородавкин,— внешне ничем не приметные, но героические люди. Один из персонажей рассказа «Особняк за ручьем», старый плотник Агафонкин, фи лософски замечает- «Вроде смотришь на человека а человека-то не видишь. Ровно между глаз попадает...» Словно прислуши ваясь к этому предостережению своего ге роя, В. Мазаев внимательно вглядывается в человека, чтобы увидеть в нем самое глав ное. самое нужное людям. Взрывник Гошка Коршунов в том же рассказе — «маленький, узкоплечий, как подросток», которого и дев чата считают неинтересным. Он просто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2