Сибирские огни, 1966, №11
следние... Расцветут ремесла и всевозмож ные артели, борющиеся за сбыт своей про дукции. Резко повысится качество». Что касается этой выдержки, то тут, вроде бы комментарии все-таки необходимы. Ограничимся лишь одним: как давно наи более проницательные умы сознавали бес перспективность тех методов руководства, которые позднее получили название воле вых, и видели необходимость перестройки хозяйства,— в наши дни она осуществляется в виде экономической реформы. • Перед нами лишь один пример того, как материалы сборника значительно расширя ют и обогащают представление о творчестве хорошо знакомых нам художников. А кому известно, что Артем Веселый, автор «Рек огненных» и «России, кровью умытой», был еще и прекрасным автором лирико-философ ских стихотворений в прозе, что «открыва тель» фантастических стран, населенных благородными романтическими героями, А. Грин — автором злободневной политиче ской сатиры? Но не только эти законченные произве дения вызовут интерес широкого читателя. Отнюдь не одни специалисты-филологи увлекутся дневниковыми записями И. Ба беля, которые легли в основу «Конармии», или отрывками из незаконченного романа «Недотрога» А. Грина, не вошедшими в окончательный текст эпизодами «Жизни Клима Самгина» М. Горького и «Молодой гвардии» А. Фадеева. Тщательно составленные предисловия к публикациям и добротные статьи помогут глубже осмыслить новые произведения и фрагменты, понять их место в творче стве писателя и советской литературе в целом. Значение некоторых статей выходит да леко за рамки истолкования публикуемых материалов. Так, Вл. Россельс дает свою интерпретацию, по сути дела, всего твор ческого пути А. Грина. Он убедительно по лемизирует с мнениями об А. Грине, как писателе, «отчужденном от времени». Ста тья особенно актуальна потому, что инте рес к творчеству А. Грина заметно вырос в последнее время среди разных категорий читателей. Тираж огоньковского собрания его сочинений, завершенного в прошлом го ду и вышедшего, кстати, под общей редак цией того же Вл. Россельса, достиг почти полумиллиона. Не секрет, что некоторые чи татели, прежде всего из некоторых кругов интеллигенции, считают, что вместе с А. Грином можно на время отключиться от беспокойной современности. Статья Вл. Рос сельса лишний раз напоминает о том, что формы связи художника с современностью бесконечно многообразны. Интересное дополнение к произведени ям, дневникам, наброскам Д. Фурманова и И. Бабеля — сообщение Л. Кувановой об их личных и творческих взаимосвязях. Перед нами живо вырисовывается неповторимый творческий и человеческий облик двух яр ких индивидуальностей. Поучительна исто рия быстро вспыхнувшей взаимной симпа* тии, а затем — дружба писателей, которые принадлежали к очень различным, по поня тиям тех времен, лагерям художественной интеллигенции: пролетарский писатель-ком мунист Д. Фурманов и «попутчик» И. Ба* бель. Думается, однако, что картину их человеческих взаимоотношений явно упро щает чрезмерно прямолинейный вывод: «Историческая резолюция ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 года потребовала от писате- лей-большевиков бережного и тактичного отношения к попутчикам. Фурманов был одним из тех замечательных деятелей лите ратуры, кто это решение партии активно проводил в жизнь. История его взаимоот- ношений с Бабелем— лучшее тому свиде тельство» (с. 511). Как показывают факты, приводимые са мой же Л. Кувановой, тяготение Д. Фур манова и И. Бабеля друг к другу началось еще до появления этого партийного доку мента. А 22 апреля 1925 года Д. Фурманов записывает в дневнике: «С попутчиками вроде Сейфуллиной, Бабеля, Леонова пре ступно задерживаются отношения, их уже можно брать в орбиту нашего воздействия». Эти примеры еше раз убеждают, что пар тийные документы по вопросам литературы и искусства исходили из реальных жизнен ных потребностей, обобщали то, что уже существовало в практике передовых худож ников. И в этом была их сила. «Тезисы о политике РКП в области литературы» А. Луначарского также напоминают о не обходимости внимательного изучения лите ратурного процесса, предостерегают против администрирования и вкусовщины. Новый том «Литературного наследства», безусловно, богатейший источник для даль нейших филологических изысканий Особен но много фактического материала, который может быть использован для анализа в са мых различных аспектах, найдут здесь спе циалисты по ранним этапам развития совет ской литературы. В частности, весьма перспективным для разработки проблемы стилевого многообразия искусства социали стического реализма окажется сопостави тельный анализ таких глубоко своеобразный произведений, как строго реалистическаа эпопея М. Горького и романтическая проза А. Грина, очень тонкое по психологическо му рисунку «Детство» И. Бабеля и миниа тюры А. Веселого, сочетающие в себе тра диции философской лирики и народной поэзии. Материалы тома имеют первостепенное значение для тех, кого интересует творче ская лаборатория художника. В последнее время пристальное внимание представите лей различных отраслей науки все более привлекает проблема специфики творческо го процесса, психологии творчества в ши роком общеэстетическом плане. Достаточно вспомнить получившие широкий резонанс Ленинградские симпозиумы по комплексно му изучению вопросов художественного творчества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2