Сибирские огни, 1966, №11

Как видим, далеко не во всем оправ­ дались художественные прогнозы писателя. И причин тому было две. А может быть, одна — двуединая. Культ личности и война, приближения которой совершенно не ощу­ щается в набросках романа и которая ре­ альный ход жизни отвела совсем в другое русло. Много сложных размышлений об ответ­ ственности писателя перед современностью и будущим рождают страницы незакончен­ ного романа Е. Петрова о том, какую роль в формировании идеи книги играют скла­ дывающиеся в обществе под влиянием раз­ личных причин представления... Главы романа «Путешествие в страну коммунизма» и наброски к нему, опубли­ кованные впервые, читатель найдет на стра­ ницах нового тома «Литературного наслед­ ства»1. Снискавшее огромный научный ав­ торитет далеко за пределами нашей страны, это издание в последнее время все ча­ ще обращается к публикации материалов по советской литературе, и такой поворот следует только приветствовать. *\ Луначарский и М. Горький, В. Вере­ саев и Д. Фурманов, А. Толстой и А Ве­ селый, А Фадеев и Э. Багрицкий, И Ильф и А Грин„ И. Бабель и В Луговской... И. подобно Е. Петрову, многие из этих представленных в томе художников стре­ мились не только постичь сущность своего этапа развития общества, но и уловить са­ мо движение времени «из вчера в завтра» (выражение К. Станиславского). Поступь времени слышится во фрагментах величе­ ственного горьковского полотна «Жизнь Клима Самгина», названного А Луначар­ ским «движущейся панорамой десятилетий». Большой интерес представляют неизвестные варианты опубликованных ранее и отрывки из неопубликовавшихся поэм В Луговского, входивших в книгу с показательным назва­ нием «Средина века». Строки поэта и со­ держательная статья И. Гринберга позволя­ ют ' воссоздать сложный процесс поисков образа времени, который можно считать ге­ неральным образом книги, справедливо на­ званной поэтом «автобиографией века». «В завтра, вперед» уносится пытливая мысль Д. Фурманова, впервые предстающе­ го перед нами с пьесой «За коммунизм» (публикация А. Антоненковой, статья П. Ку- прияновского). Эта пьеса является одной из наиболее интересных публикаций тома. Она — ценней­ шее свидетельство того, что процесс разви­ тия советской литературы у самых ее исто­ ков отличался гораздо большим богатством и в то же время диалектической сложно­ стью, нежели это до сих пор выглядит во многих литературоведческих трудах. Пьеса «За коммунизм» была закончена в 1921 го­ ду, когда в молодой литературе преоблада­ ла поэтизация массы В ней действуют 1 Из творческого наследия советских писате­ лей. «Литературное наследство», т. 74, М„ «Н ау­ ка», 1965, вполне реальные, индивидуализированные образы коммунистов (военком Дубровин, его жена Вера Михайловна, санитарка Марфа и др.). Опережая «Неделю» Ю. Ли- бединского и «Шоколад» А. Тарасова-Ро­ дионова, которые до сих пор принято счи­ тать первыми произведениями, рисующим» реальные образы коммунистов, Д. Фурма­ нов поднимает вопрос о «счастье семейной,, истинной свободной жизни», уделяет боль­ шое внимание личным отношениям героев- коммунистов. Как видим, новая тенденция, получившая широкое развитие впослед­ ствии, начала формироваться уже на самом раннем этапе развития советской литерату­ ры. Но, с другой стороны, нельзя не заме­ чать и тех трудностей, которые она встре­ чала в пору повального, порою явно одно­ стороннего увлечения идеями коллективизма. Довольно существенные художествен­ ные недостатки пьесы следует объяснить именно тем, что Д. Фурманов делал слиш­ ком решительный «рывок вперед», в лите­ ратурной атмосфере того времени его по­ пытка находила еще слишком слабую опору. Будущее... Порою на страницах тома можно встретить наброски размышлений пи­ сателя о нем, но как современно звучат они в наши дни! Просим прошения у читателя за длинную цитату из А. Толстого (его ин­ тереснейшие записные книжки, проливаю­ щие свет на целый ряд моментов работы над «Хождением по мукам», опубликованы Ю. Крестинским и Л. И. Толстой). Запись сделана А. Толстым 22 июля 1943 года и представляет, в сущности, своеобразный прогноз международной и внутренней жиз­ ни. Сначала писатель проницательно заме­ чает, что американская администрация, которая придет в Германию- с окончанием войны, будет всемерно извлекать выгоды из политической борьбы. Далее читаем: «Странная роль Японии. Ее военная агрес­ сия и ее сопротивляемость и живучесть должны сыграть в конечном счете прогрес­ сивную роль в общем ходе исторических событий. Япония нейтрализует чудовищный потенциал американской военной агрессии». «Труднее всего будет Англии Кусок за ку­ ском Америка будет отхватывать от ее мо­ гущества». Комментарии, как говорится, излишни. Но самое интересное относится к внут­ ренней жизни нашей страны «Что будет с Россией. Десять лет мы будем восстанав­ ливать города и хозяйство. После мира бу­ дет нэп, ничем не похожий на прежний нэп. Сущность этого нэпа будет в сохранении колхозного строя, в сохранении за государ­ ством всех средств производства и крупной торговли. Но будет открыта возможность личной ийициативы, которая не станет в противоречие с основами нашего законода­ тельства и строя, но будет дополнять и обогащать их. Будет длительная борьба между старыми формами бюрократического аппарата и новым государственным чинов­ ником, выдвинутым жизнью. Победят по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2