Сибирские огни, 1966, №11
ше других развиты и поэтому больше дру гих заметны. Они-то и придадут его лицу то выражение, которое мы называем стра дальческим. Человек, постоянно сосредоточенный на бесконечных колонках цифр, подавляет в себе чувственные порывы, отгоняет от себя воспоминания, образы: они мешают ему ра ботать, слишком дорого обходятся. Отсюда «сухое», бесстрастное выражение, которое так свойственно людям однообразного тру да, требующего большого внимания. На ином лице, сколько за ним ни наблю дай, ни один мускул не дрогнет. Оно непо движно, как у восковой фигуры. Только жевательная мускулатура и натренирована. Мы взглянем на этого человека и без ошиб ки скажем, что он не слишком-то затруд нял себя раздумьями — не та мускулатура развита на его лице. Часто говорят: глупое лицо, у иное ли цо. А вот это уже не совсем верно. На ли це человека отпечатывается вовсе не ум, з только лишь мускульная работа, сопровож дающая рождение его мыслей и образов. Ведь и у глупого человека, когда он при нимается думать, мускулатура лица разви вается, работает. Пусть у него бестолковые мысли, однако мышцы его лица возбужда ются (а следовательно, и тренируются) точ но так же. как и у человека самых высоких способностей. Вересаев в «Записках для се бя» говорит, что не однажды встречал глу пых людей с умными лицами. А у Декарта и Канта, добавил он, лица были совсем ду рацкие «Видно, очень легко им думалось». Вольф Мессинг утверждает, что читает мысли по напряжениям, возникающим в руке подопытного лица. Это звучит вроде как бы очень научно. Если человек задумал движение и пытается ощутить его (следо вательно, в какой-то мере уже и совершает его), то почему бы Мессингу и не опреде лить, что собирается сделать этот человек — пройти в зрительный зал, завернуть в та кой-то ряд, остановиться у такого-то места или спрятать очки под крышку пианино на сцене? Однако мышцы руки (а Мессинг сле дит только за ними) ничего не могут ска зать о движениях, в которых мускулатура рук не будет участвовать. Все объясняется проще. Мессинг застав ляет подопытных лиц очень энергично дви гаться. Д аж е издали видно, как они тянут его по залу или по сцене, как сопротивля ются ему, когда он пытается вести их не в ту сторону, куда они Задумали. Он всего лишь стремится найти то единственное на правление, в котором ему не мешают дви гаться. Это нелегкая задача, и он отлично с ней справляется. Однако к чтению мыс лей все это не имеет решительно никакого отношения. В фантастических романах изобретатели то и дело пытаются поймать и расшифро вать излучения мозга. Электрические поля неизбежно возникают вокруг любого про водника с током, а ведь мозг — это клубок клеток и нервных волокон с циркулирую щими по ним биотоками. Как тут не быть излучениям? Каждая возбужденная клетка мозга является крошечной радиостанцией. Работа аппаратов для чтения мыслей в романах описывается примерно в таком стиле: «Джон сбросил покрывало с прибора, включил гок. На щитке загорелись лампоч ки, закачались стрелки приборов, на экране вспыхнула и побежала светящаяся линия. Джон надел на голову наушники, повернул рукоятку настройки. Сначала послышались шорохи, трески, а потом отчетливо разда лось. «Если взять соединение бензойной кислоты с ..» Это были мысли мистера Бра уна, работавшего в соседней лаборатории над заказом компании. Джон схватил ка рандаш и начал торопливо записывать». В романе Г. Уэллса «Люди как боги» из лучения мозга воспринимаются и расшифро вываются даже и без помощи приборов. Уто- пианин выступает с сообщением. В толпе находятся несколько жителей Земли. Фран цуз послушал и сказал: «На каком пре красном французском языке была произне сена речь!» — Ну что вы! — возразил англичанин.— Он говорил на чистейшем английском язы ке. Он не произнес ни одного французского слова. — Вы оба неправы,— объяснил им один из утопиан.— Он вовсе не говорил ни на ка ком языке. Он только думал. А в вашем сознании его мысли всплыли на том языке, на котором вы сами думаете. Так объясня ются в Утопии. Мысли идут непосредствен но от мозга к мозгу. Но читать мысли по излучениям мозга в тысячи раз труднее, чем это представля ется авторам фантастических романов. Представьте только миллионы клеток мозга, одновременно работающих и, следова тельно, одновременно посылающих радио волны. Мы все знаем, как трудно отстро иться даже от одной мешающей радиостан ции, но разве это легче сделать, если одновременно будут работать миллионы мешающих д р у г другу радиостанций? К тому же излучения клеток мозга в большинстве случаев даже и не могут нес ти какую-нибудь информацию о мысли. Прежде, чем в нашем сознании промельк нет какая-нибудь мысль, в клетках мозга совершится превеликое множество каких-то предварительных черновых операций, мо жет быть, сотни тысяч в секунду, как в бы стродействующей электронной счетной ма шине. Так что же мы будем расшифровы вать, если даже сумеем выделить какое-то излучение мозга? Вот эти сигналы клеток, в которых пока что даже и не содержится мысли? Вероятнее всего, что прибор, с по мощью которого Джон мог бы подслу шать мысли мистера Брауна, никогда не будет построен. И однако записать и прочитать чужую мысль вовсе не является безнадежным де лом. Во многих лабораториях сейчас напря женно работают над созданием «говоря
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2