Сибирские огни, 1966, №11

ше других развиты и поэтому больше дру­ гих заметны. Они-то и придадут его лицу то выражение, которое мы называем стра­ дальческим. Человек, постоянно сосредоточенный на бесконечных колонках цифр, подавляет в себе чувственные порывы, отгоняет от себя воспоминания, образы: они мешают ему ра­ ботать, слишком дорого обходятся. Отсюда «сухое», бесстрастное выражение, которое так свойственно людям однообразного тру­ да, требующего большого внимания. На ином лице, сколько за ним ни наблю­ дай, ни один мускул не дрогнет. Оно непо­ движно, как у восковой фигуры. Только жевательная мускулатура и натренирована. Мы взглянем на этого человека и без ошиб­ ки скажем, что он не слишком-то затруд­ нял себя раздумьями — не та мускулатура развита на его лице. Часто говорят: глупое лицо, у иное ли­ цо. А вот это уже не совсем верно. На ли­ це человека отпечатывается вовсе не ум, з только лишь мускульная работа, сопровож­ дающая рождение его мыслей и образов. Ведь и у глупого человека, когда он при­ нимается думать, мускулатура лица разви­ вается, работает. Пусть у него бестолковые мысли, однако мышцы его лица возбужда­ ются (а следовательно, и тренируются) точ­ но так же. как и у человека самых высоких способностей. Вересаев в «Записках для се­ бя» говорит, что не однажды встречал глу­ пых людей с умными лицами. А у Декарта и Канта, добавил он, лица были совсем ду­ рацкие «Видно, очень легко им думалось». Вольф Мессинг утверждает, что читает мысли по напряжениям, возникающим в руке подопытного лица. Это звучит вроде как бы очень научно. Если человек задумал движение и пытается ощутить его (следо­ вательно, в какой-то мере уже и совершает его), то почему бы Мессингу и не опреде­ лить, что собирается сделать этот человек — пройти в зрительный зал, завернуть в та­ кой-то ряд, остановиться у такого-то места или спрятать очки под крышку пианино на сцене? Однако мышцы руки (а Мессинг сле­ дит только за ними) ничего не могут ска­ зать о движениях, в которых мускулатура рук не будет участвовать. Все объясняется проще. Мессинг застав­ ляет подопытных лиц очень энергично дви­ гаться. Д аж е издали видно, как они тянут его по залу или по сцене, как сопротивля­ ются ему, когда он пытается вести их не в ту сторону, куда они Задумали. Он всего лишь стремится найти то единственное на­ правление, в котором ему не мешают дви­ гаться. Это нелегкая задача, и он отлично с ней справляется. Однако к чтению мыс­ лей все это не имеет решительно никакого отношения. В фантастических романах изобретатели то и дело пытаются поймать и расшифро­ вать излучения мозга. Электрические поля неизбежно возникают вокруг любого про­ водника с током, а ведь мозг — это клубок клеток и нервных волокон с циркулирую­ щими по ним биотоками. Как тут не быть излучениям? Каждая возбужденная клетка мозга является крошечной радиостанцией. Работа аппаратов для чтения мыслей в романах описывается примерно в таком стиле: «Джон сбросил покрывало с прибора, включил гок. На щитке загорелись лампоч­ ки, закачались стрелки приборов, на экране вспыхнула и побежала светящаяся линия. Джон надел на голову наушники, повернул рукоятку настройки. Сначала послышались шорохи, трески, а потом отчетливо разда­ лось. «Если взять соединение бензойной кислоты с ..» Это были мысли мистера Бра­ уна, работавшего в соседней лаборатории над заказом компании. Джон схватил ка­ рандаш и начал торопливо записывать». В романе Г. Уэллса «Люди как боги» из­ лучения мозга воспринимаются и расшифро­ вываются даже и без помощи приборов. Уто- пианин выступает с сообщением. В толпе находятся несколько жителей Земли. Фран­ цуз послушал и сказал: «На каком пре­ красном французском языке была произне­ сена речь!» — Ну что вы! — возразил англичанин.— Он говорил на чистейшем английском язы­ ке. Он не произнес ни одного французского слова. — Вы оба неправы,— объяснил им один из утопиан.— Он вовсе не говорил ни на ка­ ком языке. Он только думал. А в вашем сознании его мысли всплыли на том языке, на котором вы сами думаете. Так объясня­ ются в Утопии. Мысли идут непосредствен­ но от мозга к мозгу. Но читать мысли по излучениям мозга в тысячи раз труднее, чем это представля­ ется авторам фантастических романов. Представьте только миллионы клеток мозга, одновременно работающих и, следова­ тельно, одновременно посылающих радио­ волны. Мы все знаем, как трудно отстро­ иться даже от одной мешающей радиостан­ ции, но разве это легче сделать, если одновременно будут работать миллионы мешающих д р у г другу радиостанций? К тому же излучения клеток мозга в большинстве случаев даже и не могут нес­ ти какую-нибудь информацию о мысли. Прежде, чем в нашем сознании промельк­ нет какая-нибудь мысль, в клетках мозга совершится превеликое множество каких-то предварительных черновых операций, мо­ жет быть, сотни тысяч в секунду, как в бы­ стродействующей электронной счетной ма­ шине. Так что же мы будем расшифровы­ вать, если даже сумеем выделить какое-то излучение мозга? Вот эти сигналы клеток, в которых пока что даже и не содержится мысли? Вероятнее всего, что прибор, с по­ мощью которого Джон мог бы подслу­ шать мысли мистера Брауна, никогда не будет построен. И однако записать и прочитать чужую мысль вовсе не является безнадежным де­ лом. Во многих лабораториях сейчас напря­ женно работают над созданием «говоря

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2