Сибирские огни, 1966, №11
Только через движения пальцев, через напряжения пальцевой мускулатуры мысли глухонемого могут дойти до его сознания. Проф. Погодин в книге «Язык как творче ство» приводит такой рассказ глухонемого: «Я чувствую при мышлении, что пальцы движутся, хотя они лежат спокойно. Я ви жу внутреннюю картину, которая получает ся движениями пальцев». Об одном из знаменитых мастеров уст ного счета, слепом Флери, рассказывали, что во время процесса мышления он «как бы чувствовал под своими пальцами' выпукло сти воображаемых куборитмов (куборитмы — это выпуклые цифры, которыми слепые пользуются при устном счете). В самом де ле, его пальцы быстро вздрагивали в то время, как в его голове мелькали вереницы цифр». (Э. Мишель. Рекорды человеческого мозга. «Наука и жизнь», 1961, № 8, стр. 25). Но ведь это то же самое, что и с глухо немым. Мысль Флери также «овеществля лась» через мускульные напряжения. Сна чала пальцы вздрагивали, и только тогда цифры возникали в его сознании. Мыслить можно с помощью пальцев, с помощью жестов, однако совсем не без различно, какие именно мышцы приходят в движение во время процесса мышления. Д у мать «жестами» или «пальцами» утоми тельнее, нежели с помощью языка и губ. Лаура Бриджман, слепая и глухонемая от рождения, постоянно жаловалась, что ей «тяжело думать». У нее уставали пальцы. Каждое слово ее мыслей требовало множе ства движений. Вспоминается случай Фойта. Молодой человек Фойт, упав с лестницы, получил пе релом черепа, почти ослеп и оглох, потерял способность речи. Понятно, что у него, как это и всегда бывает в таких случаях, функ цию речи должны были взять на себя ка кие-то другие группы мышц. Если человек не может объясниться с окружающими с помощью языка, то он ищет для этого дру гие возможности. Чтобы найти название предмета, Фойт каждый раз писал в возду хе требуемое слово, выводя его буква за буквой. Только после этого он заявлял кив ком головы, что знает слово, о котором идет речь. Возник вопрос, что получится, если Фойту не дать написать слово. Был проде лан такой эксперимент. Фойту предложили найти слово, но в то же время держали его за руку, чтобы он не мог шевельнуть ею. Фойт начинает двигать ногами. Напи сав ногой слово (в воздухе), он торжеству юще кивает головой' нашел! Теперь Фойта держ а! еще и за ноги, чтобы он и ногами пошевелить не мог. Однако его не так лег ко одолеть. Он начинает шевелить языком, медленно пишет им в воздухе (именно пи шет, а не произносит), и опять-таки нахо дит его. Фойту приказывают высунуть язык, чтобы он не мог двигать им, и вот наконец он побежден. Больше ничем не может за менить он выбывший из строя речевой ап парат. Вообразите эту удивительную картину и вдумайтесь в нее. Человеку не дают ше вельнуться, чтобы его мускулатура не мог ла принять участие в процессе мышления, чтобы его собственные мысли не могли по лучить внешнее материальное выражение и дойти до его сознания. Однако далеко не всякая мозговая дея тельность сопровождается мышечными дви жениями. Мы подумали: «Дважды два —■ четыре». Прежде чем эта мысль сформиро валась в словах и достигла нашего созна ния, в мозгу, как в быстродействующей счетной машине, совершилось великое мно жество каких-то предварительных опера ций, которые, однако, не были восприняты нашим сознанием. Они не получили внеш него выражения в словах, в мускульных движениях. Наше сознание не получило ин формации о них. Но человеку даже и не нужна информа ция о том, в результате каких действий возникают его мысли и образы. Какой был бы смысл в счетной машине, если бы тре бовалось контролировать каждое ее дейст вие, все пересчитывать следом за ней? Пусть она сама считает, сама решает задачи. Нам нужен только готовый окончательный резуль тат. А наш мозг и является особого рода белковой счетной машиной. Мы только тогда узнаем о мысли, ро дившейся в мозгу, когда начнет работать наш речевой аппарат. В этом отношении мы подобны человеку, стоящему около счет ной машины. Пока ее буквопечатающий аппарат не пришел в действие, ему кажется, что машина выключена. В ней все непо движно, бесшумно. Но вот застучал печа тающий механизм, и человек обрадованно воскликнул: — Начала работать! А какое там «начала», когда она ужё кончает работать, уже выдает результат больших бесшумных вычислений, которые человек и не заметил. Точно так же. пока наш речевой аппа рат бездействует, не выговариет слов, нам кажется, что наша «счетная машина» — мозг находится в покое, хотя как раз в это- то время в нем иногда и совершается глав ная работа. Ученые не однажды рассказы вали, как в самые неподходящие моменты, например, в трамвае, когда они думали о чем-то другом, в их сознании вдруг всплы вала готовая формула, которую они иска ли много лет, вдруг намечался ход опера ции, к которой они до сих пор не знали,как и подступиться, и т. д. Сколько раз у поэ тов, неожиданно для них самих, в со знании появлялись блестяще отделанные строки. Так же неожиданно писатели, художники начинали видеть какие-то кар тины. Но ведь и э^и формулы, и эти строки, и эти картины формировались в мозгу не сразу, не вдруг. Они есть результат боль шой предварительной работы, совершив шейся в мозгу. Только работа эта соверша лась скрытно, она не проявлялась внешне
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2