Сибирские огни, 1966, №11

застали в комнате, когда он прохаживался по ней с угрожающим свирепым видом. — Я изучаю солдата, угрожающего св. Андрею,— объяснил Доменикино. Об одном известном художнике-анимали- сте (Тад Стике) рассказывали, что когда он изображал по памяти львов, например, то подражал их рычанию, лязгал зубами. Проделайте несколько таких подражатель­ ных движений, и вы почувствуете, что они и в самом деле помогают увидеть рычаще­ го льва. Мы промоделировали движения нашей героини, промоделировали рычание льва. Однако привычнее сказать: мы перевопло­ щались. Перевоплощаться — это и означает мо­ делировать какое-то состояние, воспроизве­ сти его на себе через органические измене­ ния в теле. В этом и заключается физиоло­ гический смысл перевоплощений. В ощущениях даны нам не только наши образы, но и наши мысли. Когда мы ду­ маем что-нибудь «про себя», молча, муску­ латура нашего речевого аппарата (сюда входят мышцы губ, языка, голосовых свя­ зок) возбуждается в точности так, как и во время громкой речи. Каждое слово на­ ших мыслей обязательно выговаривается, пусть беззвучно, но так же, как и тогда, когда мы говорим вслух. Различие только в величине, в размахе мышечных напря­ жений. Во время процесса мышления речевой аппарат возбуждается импульсами из моз­ га. Импульсы эти поступают на речевые мышцы по особым двигательным волокнам. Такие волокна идут ко всем решительно мышцам в нашем теле. Речевая мускулату­ ра в этом отношении не является каким-то исключением. Никакая, даже самая кро­ шечная мышца не сократится и не рассла­ бится. если на нее не поступят соответ­ ствующие приказания из мозга. Однако речевая мускулатура, как и вся­ кая другая, не только возбуждается сигна­ лами из мозга. К ней подходят еще одни волокна — чувствительные. Они беспрестан­ но и тщательно следят даже за самыми малейшими изменениями в нашем организ­ ме. Как только мышцы возбудятся, так они немедленно и сообщат мозгу об этих изме­ нениях. Какой-то центр мозга возбуждает рече­ вую мускулатуру, а какой-то другой центр в нем торопится уловить все эти возбужде­ ния. Возникает вопрос, что произойдет, если у человека выключить его речевой аппарат. Сможет ли он мыслить, если импульсами из мозга перестанет возбуждаться его рече­ вая мускулатура? По нашим обычным пред­ ставлениям, это никак не должно отразить­ ся на мышлении. Ведь человек мыслит моз­ гом, рассуждаем мы, а мозг никак не затронут этой операцией выключения рече­ вого аппарата. Опыты с выключением речевой мускула­ туры ставились не однажды. Люди еще в прошлом столетии задумывались над все­ ми этими вопросами. И они не только рас­ суждали, можно или нельзя мыслить вне речи, но и ставили опыты. Первые экспе­ рименты были грубы, примитивны. Речевую мускулатуру выключали инъекциями обез­ боливающих веществ, результаты оценива­ ли по субъективным ощущениям подопытно­ го лица. Теперь такие опыты ставятся изящ­ нее, тоньше,— мускулатура выключается произвольным расслаблением, для контроля записываются все напряжения, возникаю­ щие в речевом аппарате. Исследователь по­ лучает возможность объективно судить, бы­ ли у человека мысли или их не было. Эти опыты весьма отчетливо показали, что че­ ловек не может мыслить с выключенным речевым аппаратом. Когда его речевая мус­ кулатура неподвижна, он не может отве­ тить на самые простые вопросы, назвать какой-нибудь предмет или даже написать слово. Ведь назвать предмет — это тоже оз­ начает мыслить. Нет теперь у человека ни слов, ни мыслей. Но так и должно быть. Было бы удиви­ тельно другое, если бы у человека не было слов, если бы его речевой аппарат оставал­ ся неподвижным, а он продолжал бы рас­ суждать. Мы еще в школе учили, что мыш­ ление невозможно вне речи, но как же в таком случае ожидать, что у человека будут мысли, если не будет слов, не будет речи? Слово, как физиологический акт, как комби­ нация мышечных возбуждений, и в самом деле является реальностью нашей мысли. В учебниках языкознания говорится, что слово есть средство для передачи мысли другим людям. Но оно прежде всего есть средство понимать самих себя. Это еще А. А. Потебня говорил. Только через по­ средство слов, через мускульные напряже­ ния наши мысли доходят до нашего созна­ ния. Конечно, это выражение «мысли дохо­ дят до сознания» звучит очень странно, непривычно. Принято говорить, что они рождаются в нашем сознании. Но рожда­ ются они не в сознании, а в мозгу. Это далеко не одно и то же. А сознанием они воспринимаются, доходят-таки до него. По существу, безразлично, в сокращени­ ях каких мышц мысль получит внешнее вы­ ражение. Наш голосовой аппарат очень ги­ бок, тонок, послушен. Это специализирован­ ный весьма совершенный аппарат. Однако в случае нужды он может быть заменен другими группами мышц. Например, рече­ вым аппаратом глухонемого будут его паль­ цы, если он объясняется их движениями. Мыслить с неподвижными пальцами он не сможет. Глухонемые даже во сне двигают пальцами, когда им снится, что они с кем-то разговаривают. Очевидно, что если у глухо­ немого, который может объяснятся только с помощью пальцевой азбуки, выключить мускулатуру его пальцев, то в его сознании уже не возникнет ни одного слова, ни од­ ной мысли. Теперь он не сможет назвать ни одного предмета, не будет даже внут­ ренне знать, как он называется.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2