Сибирские огни, 1966, №11
застали в комнате, когда он прохаживался по ней с угрожающим свирепым видом. — Я изучаю солдата, угрожающего св. Андрею,— объяснил Доменикино. Об одном известном художнике-анимали- сте (Тад Стике) рассказывали, что когда он изображал по памяти львов, например, то подражал их рычанию, лязгал зубами. Проделайте несколько таких подражатель ных движений, и вы почувствуете, что они и в самом деле помогают увидеть рычаще го льва. Мы промоделировали движения нашей героини, промоделировали рычание льва. Однако привычнее сказать: мы перевопло щались. Перевоплощаться — это и означает мо делировать какое-то состояние, воспроизве сти его на себе через органические измене ния в теле. В этом и заключается физиоло гический смысл перевоплощений. В ощущениях даны нам не только наши образы, но и наши мысли. Когда мы ду маем что-нибудь «про себя», молча, муску латура нашего речевого аппарата (сюда входят мышцы губ, языка, голосовых свя зок) возбуждается в точности так, как и во время громкой речи. Каждое слово на ших мыслей обязательно выговаривается, пусть беззвучно, но так же, как и тогда, когда мы говорим вслух. Различие только в величине, в размахе мышечных напря жений. Во время процесса мышления речевой аппарат возбуждается импульсами из моз га. Импульсы эти поступают на речевые мышцы по особым двигательным волокнам. Такие волокна идут ко всем решительно мышцам в нашем теле. Речевая мускулату ра в этом отношении не является каким-то исключением. Никакая, даже самая кро шечная мышца не сократится и не рассла бится. если на нее не поступят соответ ствующие приказания из мозга. Однако речевая мускулатура, как и вся кая другая, не только возбуждается сигна лами из мозга. К ней подходят еще одни волокна — чувствительные. Они беспрестан но и тщательно следят даже за самыми малейшими изменениями в нашем организ ме. Как только мышцы возбудятся, так они немедленно и сообщат мозгу об этих изме нениях. Какой-то центр мозга возбуждает рече вую мускулатуру, а какой-то другой центр в нем торопится уловить все эти возбужде ния. Возникает вопрос, что произойдет, если у человека выключить его речевой аппарат. Сможет ли он мыслить, если импульсами из мозга перестанет возбуждаться его рече вая мускулатура? По нашим обычным пред ставлениям, это никак не должно отразить ся на мышлении. Ведь человек мыслит моз гом, рассуждаем мы, а мозг никак не затронут этой операцией выключения рече вого аппарата. Опыты с выключением речевой мускула туры ставились не однажды. Люди еще в прошлом столетии задумывались над все ми этими вопросами. И они не только рас суждали, можно или нельзя мыслить вне речи, но и ставили опыты. Первые экспе рименты были грубы, примитивны. Речевую мускулатуру выключали инъекциями обез боливающих веществ, результаты оценива ли по субъективным ощущениям подопытно го лица. Теперь такие опыты ставятся изящ нее, тоньше,— мускулатура выключается произвольным расслаблением, для контроля записываются все напряжения, возникаю щие в речевом аппарате. Исследователь по лучает возможность объективно судить, бы ли у человека мысли или их не было. Эти опыты весьма отчетливо показали, что че ловек не может мыслить с выключенным речевым аппаратом. Когда его речевая мус кулатура неподвижна, он не может отве тить на самые простые вопросы, назвать какой-нибудь предмет или даже написать слово. Ведь назвать предмет — это тоже оз начает мыслить. Нет теперь у человека ни слов, ни мыслей. Но так и должно быть. Было бы удиви тельно другое, если бы у человека не было слов, если бы его речевой аппарат оставал ся неподвижным, а он продолжал бы рас суждать. Мы еще в школе учили, что мыш ление невозможно вне речи, но как же в таком случае ожидать, что у человека будут мысли, если не будет слов, не будет речи? Слово, как физиологический акт, как комби нация мышечных возбуждений, и в самом деле является реальностью нашей мысли. В учебниках языкознания говорится, что слово есть средство для передачи мысли другим людям. Но оно прежде всего есть средство понимать самих себя. Это еще А. А. Потебня говорил. Только через по средство слов, через мускульные напряже ния наши мысли доходят до нашего созна ния. Конечно, это выражение «мысли дохо дят до сознания» звучит очень странно, непривычно. Принято говорить, что они рождаются в нашем сознании. Но рожда ются они не в сознании, а в мозгу. Это далеко не одно и то же. А сознанием они воспринимаются, доходят-таки до него. По существу, безразлично, в сокращени ях каких мышц мысль получит внешнее вы ражение. Наш голосовой аппарат очень ги бок, тонок, послушен. Это специализирован ный весьма совершенный аппарат. Однако в случае нужды он может быть заменен другими группами мышц. Например, рече вым аппаратом глухонемого будут его паль цы, если он объясняется их движениями. Мыслить с неподвижными пальцами он не сможет. Глухонемые даже во сне двигают пальцами, когда им снится, что они с кем-то разговаривают. Очевидно, что если у глухо немого, который может объяснятся только с помощью пальцевой азбуки, выключить мускулатуру его пальцев, то в его сознании уже не возникнет ни одного слова, ни од ной мысли. Теперь он не сможет назвать ни одного предмета, не будет даже внут ренне знать, как он называется.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2