Сибирские огни, 1966, №11
на руке. Его мать так это переживала, что и у нее изуродовались эти пальцы Мы видели, что работа воображения то же вызывает изменения в геле человека. В чем же в таком случае отличие обыден ного акта воображения от акта самовнуше ния? Отличие это чисто количественное. Самовнушение — это тот же акт воображе ния, только в заключительной стадии, когда изменения в организме накопились, сумми ровались, стали очевидными. Мы предста вили рану на своем теле, почувствовали легкое раздражение на ее месте,— нам го ворят — это работа воображения. Когда же в результате долгих упорных раздумий об этой ране на теле возникнет кровавая язва или хотя бы заметное покраснение, нам ска жут — это самовнушение. И воображение, и самовнушение всего лишь различные ступеньки одного и того же акта. Что бы мы ни представляли, в нашем теле в это время обязательно что-то пере менится — или напрягутся какие-то мышцы, или произойдут какие-то другие, более глу бокие изменения. Сейчас мы не пытаемся выяснить, какие именно ueHtpbi Мозга участвуют в процессах воображения, по каким нервным волокнам передаются все эти сигналы, какова хими ческая природа веществ, выделяющихся на месте воображаемой раны. Все эти форму лы, волокна пока что не заинтересовывают нас. Нас занимает другое — смысл происхо дящих явлений. Мы рассказали о том, что в процессах воображения участвует все наше тело. З а чем же наша грубая плоть, неспособная во ображать, возбуждается, когда мы вообра жаем? Какой в этом смысл? Здесь необходимо разобраться в некото рых «конструктивных» особенностях мозга. От мозга к телу идут миллионы нервных волокон. Вместе с ними мозг похож на гид ру, распустившую бесчисленные щупальца. Большая часть этих волокон и на самом деле является, щупальцами. Они самым тща тельным образом следят за всем, что про исходит в нашем теле. Напряглись мышцы руки, языка или еще какие-нибудь, изме нилась вокруг нас или внутри нас темпе ратура, насекомое лапкой коснулось нашего лица, и информация об этом мгновенно помчалась по чувствительным волокнам в мозг. Однако ни одно из этих волокон не за глядывает в самый мозг, не следит, что происходит в нем, не собирает информацию о внутримозговых изменениях. И вот не ожиданный, но неизбежный результат. Че ловеку вводят в мозг стальную иглу, а он не ощущает, как она пронизывает бесчис ленные клетки мозга. Вересаев вспоминает раненого солдата, который стоял в госпи тале у окна, пальцами вынимал из раны в голове кусочки мозга и разглядывал их. Он ковыряется в «святая святых» своего организма, прикасается к самой чувстви тельной, самой совершенной материи, какая только есть на земле, и не ощущает этих прикосновений. Нечем их ощутить. Не за глядывают сюда органы чувств, не прони кают сюда нервные волокна, способные вос принимать раздражения... Но как же в таком случае мы ощущаем, какие в мозгу рождаются образы, какие в нем возникают картины? Ведь эти картины тоже реальность, данная нам в ощущениях, они есть результат вещественных сдвигов в клетках мозга и в этом смысле не менее материальны, нежели любой предмет окру жающего нас мира. Но как говорить, что они даны нам в ощущениях, если нам нечем их ощутить? На этом вопросе сломали себе голову многие философы. Чего тут только не на говорили! Что, мол, мозг — статья особая. На него, дескать, не распространяются об щие законы познания потому, что он сам познает мир, сам порождает в себе и мыс ли, и образы, и уже по одному этому знает, какие они у него. Он читает их в себе ка ким-то особым «внутренним взором». Не нужны ему никакие органы чувств, что бы заглянуть в себя. Однако все эти рассуждения решитель но ничего не стоят. Образы, возникающие в нашем мозгу, мы, как и все на свете, воспринимаем через посредство органов чувств. Но для того, чтобы ощутить картины, рождающиеся в мозгу, вовсе нет необходимости в чувстви тельных волокнах, проникающих непосред ственно в мозг. Образы читаются нашим сознанием не в мозгу, а вне мозга. Все дело в том, что их рождение сопро вождается многочисленными физическими изменениями в теле. Если неощутимы сами внутримозговые процессы, то ощутимы эти внешние изменения. Они воспринимаются нашими органами чувств. (Пожалуй, мож но даже сказать, что для того они и вызы ваются. чтобы через них стали ощутимыми зрительные, слуховые и прочие образы, рож дающиеся в мозгу.) Воспользуемся такой аналогией. Человек не может заглянуть внутрь солнца и по смотреть, какие там процессы совершаются. Казалось бы, что нам так никогда и не узнать, что происходит в его раскаленных недрах. Однако эта глубинная деятельность сопровождается рядом внешних изменений,' вполне доступных для наблюдения. Мы изу чаем эти изменения и по ним, не загляды вая внутрь солнца, судим, что происходит в его пылающих безднах. Еще одна аналогия. Мы не читаем мыс ли у себя в мозгу.1 Мы узнаем о них по на шим речевым движениям. В одном из Кур сов марксистской философии сказано: 1 Не надо путать мысли с образами. Это сов сем не одно и то же. Мысли — это то, что воз никает в нашем сознании в словах, в речи. Это логические заключения, лишенные образного со держ ания. Образы возникают процессе вообра жения. а мысли — в процессе мышления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2