Сибирские огни, 1966, №11
нет, и токи поступают не на нее, а на по лупроводниковое устройство, управляющее крошечным моторчиком, спрятанным внут ри протеза. Вполне возможно создать машину, ко торая повторит любые задуманные нами движения. Сообщалось, что был построен опытный экземпляр стального великана, управляемого биотоками. Внутри него че ловек Он вообразил, будто подошел к те леграфному столбу, будто вырвал его из земли. В это время мышцы у него едва вздрогнули. Вполне возможно, что он даже и не заметил этих своих мышечных напря жений, но только они непременно были. Нельзя вообразить движение, не совершив его хотя бы в какой-то самой слабой мере. Человек только вообразил, будто под нял руку, а пятиметровый великан, внутри которого он находится, уже и уловил его биотоки. Моторы мгновенно пришли в дви жение, стальные рычаги-руки протянулись к столбу, схватили его и в самом деле вы рвали из земли. Эти движения машины свидетельствуют о возбуждениях в мышцах человека. В из вестном смысле, это и есть движения че ловека, только усиленные в тысячи раз. Когда мышцы человека спокойны, то и ма шина стоит неподвижно. Наши мечты вовсе не так бесплотны, как это обычно пред ставляют Любые наши образы требуют мускуль ных движений Ведь все они — тоже моз говая деятельность. Когда мы представля ем вкус пирогов с грибами, в движение при ходит наша «вкусовая» мускулатура. Мы начинаем шевелить губами, языком, при мерно так, как если бы и в самом деле про бовали пирог Держите язык как можно бо лее напряженно, следите, чтобы он ничего не касался во рту — ни губ, ни неба, и вку совые образы уже не возникнут. Что бы мы ни воображали, в нашем те ле обязательно возбуждаются мышцы. Когда мы воображаем, в нашем теле не только мускулы напрягаются. Тут часто происходят и более сложные, более глубо кие и неожиданные изменения. Мы наблю дали это v Флобера, Горького, Пудовкина. И это вовсе не какие-то редкие, необыкно венные явления Вызвать воображением ор ганические изменения в теле совсем не так трудно, как это кажется на первый взгляд. Проделайте такой эксперимент. Вообра зите, что у вас парализована одна нога. Те перь она неподвижна. Не допускайте в ней даже самого малого напряжения мышц. Пройдет очень немного времени, как в ней возникает весьма неприятное чувство оне мения, сходное с тем, какое бывает, когда отлежишь ногу. Что-то случилось с ногой, и это что-то мы вызвали своим воображе нием (Кстати сказать, это явление впервые заметил один четырнадцатилетний мальчу ган. Он очень заинтересовался механизма ми воображения.) Попробуем представить, что у нас на теле ножевая — где угодно — рана. Если мы сумеем увидеть в своем воображении, какая она, где расположена, начнем прислушивать ся к ощущениям, которые по нашему мне нию она должна вызвать в нас, то очень скоро, иногда уже через несколько секунд почувствуем легкое, сначала едва уловимое напряжение на ее месте. Почувствуем мы это напряжение потому, что здесь и в самом деле произойдут из менения. На месте этой «раны» было сосре доточено наше внимание, сюда из мозга по нервным волокнам были направлены ка кие-то импульсы, под их влиянием измени лись просветы кровеносных сосудов, в связи с этим изменился поток крови и, следова тельно, питание тканей в районе этой вооб ражаемой раны. Мы читаем в «Морском волке» Джека Лондона: «Тут Ларсен снова показал свою чудовищную силу. Все произошло неожи данно, с быстротой молнии. Одним прыж ком... он кинулся на юнгу и ударил его ку лаком в живот. В тот же миг я почувство вал острую боль под ложечкой, словно он ударил меня». Но ведь и с нами не раз бывало, что увидим мы, как ударили человека, как он облился кровью, прочитали в книге, как у кого-то с ноги, как чулок, содрали кожу, и острая боль мгновенно пронизывала наше тело. Наши «механизмы» быстро приходят в движение. Мы недолго, всего одну-две минуты воображали рану на своем теле. Сигналы были не слишком сильны и не очень про должительны. Понятно, что изменения в те ле были едва уловимы. Но что получится, если мы будем долго, а главное, с большой убежденностью представлять эту рану? В таком случае раздражения будут на капливаться, суммироваться. В конце кон цов они вызовут покраснение, иногда даж е кровоточащую язву, как раз на месте этой «раны». В средние века у фанатичных католиков, напряженно раздумывавших о «ранах хри стовых», появлялись на теле красные, иног да кровоточащие^ пятна — стигматы. Само собой разумеется"^ что они образовывались только в тех случаях, когда человек с огромным напряжением, исступленно пред ставлял эти раны на своем теле, пытался ощутить, будто ему пробивают гвоздями руки и ноги. В течение долгого времени из его мозга на какие-то участки тела посту пали разрушительные сигналы большой силы. Могут сказать, что тут типичные случаи самовнушения. Но это слово ничего не объ ясняет. Самовнушением принято объяснять вся кий случай, когда под влиянием твердой веры, страстного желания или каких бы то ни было душевных переживаний в организ ме человека происходят значительные фи зические изменения. Представил человек, что заболеет, и в самом деле заболел. Пред ставил, что выздоровеет, и — выздоровел. Ребенку изуродовало оконной рамой пальцьг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2