Сибирские огни, 1966, №11

В. МИХАЙЛОВ НЕМНОГО ФИЗИОЛОГИИ Статья В. Михайлова является продолжением того разговора о при­ роде художественного творчества и возможностях его развития, который был начат автором в работах «Мышление в образах» (<еСибирские огни», 1959 № 10— 12 и «В поисках закономерностей творчества» («Сибирские огни», 1960, № 11, 12). Здесь литературовед касается только одного сложного во ­ проса — физиологии творчества, и, естественно, редакция не настаивает на бесспорности всех его положений. Но то, что автор высказывает, будит, на наш взгляд, мысль, расшевеливает воображение. В 1966 г. Западно-Сибир­ ское книжное издательство, объединив статьи В. Михайлова, опубликован­ ные в «Сибирских огнях», выпускает его книгу «В поисках закономерностей творчества». Верю, когда-нибудь наука найдет формулы .. и творческое состояние в виде кривых, график и химических формул будет изучаться... А пока при помощи того ж е творчества,— слов,— вскрывать процессы того ж е творчества,— все равно, что ножом из масла резать масло. А. Н. Т о л с т о й М. Горький, работая над «Городком Окуровым» и живо представив, как один из героев произведения ударил свою жену но­ жом,— вдруг упал из-за письменного стола. Когда к нему подбежали, то увидели на его теле, как раз в месте этого воображаемого удара, красную полосу. Она делалась все ярче, наливалась кровью. Придя в сознание, Горький сказал: — Как это больно, когда хлебным но­ жом прямо в печень! Вспомните «Портрет Дориана Грея». Грей вонзает нож в холст, в свой портрет, и сам падает с ножом в груди. Но ведь Оскар Уайльд писал сказку, а с Горьким все это случилось в действительности. Воображае­ мый персонаж замахнулся на воображаемую жертву, а «раненым» оказался сам писа­ тель. Ведь это же сверхфантастика! Не менее удивителен случай с Пудовки­ ным. Он играл в кино глубокого старика и так вошел в его состояние слабости, бес­ помощности, что и сам ослабел, как этот старец, играть дальше не смог. Флобер, вообразив себя на месте своей героини Эммы Бовари, представил, будто принял яд, и у него возникли боли, как при самом настоящем отравлении. Произошло это с Горьким, Пудовкиным, Флобером не потому, что они какие-то осо­ бенные люди. Можно привести тысячи слу­ чаев, когда воображение вызывало в орга­ низме обыкновеннейших, физически не травмированных людей огромные изменения, иногда необратимые и даже смертельные. В жизни мы очень часто встречаемся с яв­ лениями такого рода. Все это, очевидно, невозможно объ­ яснить, не прибегая к помощи современного научного естествознания. Подобных «фи­ зиологических» вопросов и в литературове­ дении немало. Что такое образы? Почему они иногда ярки, а иногда бледны? А нельзя ли на­ учиться управлять их выразительностью? J3 хочу представить моего героя с предель­ ной отчетливостью. Как мне это сделать? А как возникают образы в нашем созна­ нии — в словах или без слов? Мы задаем вопрос о процессах, происходящих в мозгу, что там сначала происходит, а что после. Следовательно, и это «физиология». В кон-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2