Сибирские огни, 1966, №11
Он утверждает, что блестящая литература была у нас в двадцатых годах: Замятин, ильняк, леша, «Голубые пески» Всеволода Иванова. Из современных писателей он ценит Аксенова, Евтушенко, Ахмадулину, Рождественского. В общем, концепция знакомая, рождена она не в Югославии, а в среде некоторых наших шумных критиков, проповедывавших ее лет восемь назад. Леонида Мартынова, алину Николаеву Крсто тоже знает, но довольно равнодушен к ним. «За далью даль» I вардовского известна ему лишь в отрывках. Один из путей популярности определил сам Крсто. Евтушенко совсем не знали в агребе, пока он не приехал сюда. Когда он выступил в студенческом клубе, где, по вы ражению Крсто, было «человек.к человеку», тогда стал очень популярен. Нельзя сказать, чтобы в Югославии знали только этот тесный круг имен. В книж ных магазинах Белграда и Загреба я видел Горького, «Тихий дон», «Петра Первого», «Хождение по мукам», книги Г. Серебряковой о Марксе. Да, в конце концов, и мой роман «В буче» целиком напечатала газета «Борба». А позже она опубликовала книгу П. И. Л авута — «Маяковский едет по Союзу». На другой день с четой Шполаров мы идем знакомиться с Загребом. Таньа говорит: — Крсто рассказывал, что вы хорошо поговорили. — Отлично поговорили, все было понятно. — Однажды встретились хорват и русский,— продолжает Таньа.— Долго говори ли, поняли друг друга, хотя каждый разговаривал на своем языке. Вернулись домой и похвалились близким: «Я хорошо поговорил по-хорватски»,— сказал русский. «Я хоро шо поговорил по-русски»,— сказал хорват. Поднимаемся на фуникулере в старый Загреб — Горний град. Средневековые сте ны, узкие покатые улочки, католические соборы, черепичные крыши, низкие арки, как туннели. В соборе идет служба. Священник в белом одеянии что-то тихо бормочет. Ред кие прихожане сидят на скамьях. В глубине абсиды, в боковых нефах — прекрасные деревянные скульптуры: богоматерь, всем движением тела устремленная к людям, за думчивые святители, распятый Христос. Фигура богоматери освещена, выделена светом из полутьмы собора. Вокруг нее на стене и на решетке висит много табличек: «Хвала тебе». Это верующие, чьи молитвы сбылись, выражают свою благодарность. «Хвала» по-сербско-хорватски — «спасибо». По крутым улочкам группами ходят монахини в черных глухих одеждах. За по-, воротом видим вдалеке низкую мрачную арку в мощной стене, во тьме трепещут огонь ки и смутно виднеются фигуры людей. Глубокая ниша забрана решеткой, за которой икона богоматери в колеблющемся свете свечей. Повязанная черным платком женщина зажигает еще несколько свечей и становится на колени. Она стоит долго и неподвижно. Еще одна женшина поодаль стоит на коленях, положив руки на низкий барьерчик. Еще одна женщина зажигает свечи. О чем они скорбят?.. Да, тут именно гнетущее ощущение скорби. З а радостью так не ходят. День выдался прохладный, на грани дождя. Температура градусов 12— 14. Мои хозяева поеживаются, заходят в каваны, чтобы согреться. Я пью виньяк (югославский коньяк) за компанию. Мне действительно не холодно в болонье, но они, кажется, при нимают это за браваду. — Неужели вам не холодно? — недоверчиво удивляется Таньа. — Вас бы надо на одну зиму в Сибирь, тогда такая погода вам жарой показа лась бы,— хвастаюсь я. В каване висит на стенке узенький листок, на котором от руки написано красным? «Живео 9 мая — дан Победы». Это, кажется, единственный признак праздника, если не считать открытия выставки. Под самодельным плакатиком за сдвинутыми столами сидит сильно подвыпившая мужская компания. Чрезмерно громкие голоса, хохот, спо ры. Вдруг все они начинают петь. Поют протяжно, с грустинкой, как у нас пьяные поют «Славное море, священный Байкал». Я прислушиваюсь 10 Сибирские огни № 11 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2