Сибирские огни, 1966, №11
9-го — День Победы. Мои хозяева испытывали некоторое затруднение — чем занимать гостя в праздники. Ни парада, ни других торжеств не предполагалось, просто было два дня отдыха. — Мы не любим официальностей,— передал через Танью Крсто. Договорились, что вечером Таньа и Крсто зайдут за мной и мы отправимся на открытие выставки, посвященной Дню Победы. К вечеру похолодало, начался мелкий дождь. Точно в назначенное время раздался стук в дверь, и вошел Крсто с зонтиком. — Таньа ждет внизу? — догадался я. — Таньа нет.— Он развел руками.— Дома... Дело... — Домашние дела перед праздником? — бодро воскликнул я, оробев не на шутку: — Это как же мы будем весь вечер изъясняться, если Крсто почти не говорит по-русски? Мы молча спустились на улицу, как бы собирая все силы для сложного разгово ра — параллельного разговора на двух языках. Крсто раскрыл зонтик, и среди множе ства других зонтиков, в руках мужчин, женщин и детей, мы двинулись под прохлад ным дождиком. — Это я вам испортил погоду,— бросил я пробный камень параллельного раз говора. — Так, так,— вежливо улыбнулся Крсто,— То из Сибиру вы везли хладну кишу. — Что такое киша? — Даждь, даждь,— он подставил ладонь под дождь. — А! Дождь! — Д аждь. По-хрватски — киша, даждь. Я пустился в этимологические изыскания: — Д аж дь — это древнеславянское «дай». По-видимому, тот же корень: дождь — это благо для хлеба, для жизни. Вот и слились «дождь» и «даждь». Крсто пожал плечами: — Можда. Спросим сутра Таныо. В общем, кажется, разговаривать можно. Выставку открыл председник градской Скупщины. Интересных, сильных вещей в графике, живописи, скульптуре было немало. Боль и ненависть — вот что концентри рованно выражала выставка. Истерзанные тела, муки концлагерей, гордые фигуры пзр- тизан и бойцов Народной Армии. Утверждение победы и свободы, рожденных из боли и ненависти. Я задержался перед одной картиной. На фоне сухой, истрескавшейся, серо-бурой земли — истощенные босые ноги, судорожно вцепившиеся в землю пальцами. На голо- еы и тела людей надеты мешки, видны только ноги, только через пальцы ног еще есть связь с землей, с жизнью. Мешки не написаны, наклеена настоящая мешковина. Картина называется: «Перед расстрелом». — Поп-арт,— сказал Крсто.— Вы против того модернизма. — Это сильная картина,— ответил я.— Мешковина тут использована художни чески тактично и впечатляюще. Я за такой поп-арт. После этого мы пошли еще на одну выставку, неподалеку: выставку модернист ского искусства. Здесь много ярких пятен, декоративного сочетания красок. Но, в об щем, большинство работ легковесно и примитивно. Вот скульптура «Облик»: грубо на мечены черты лица, нос, губы; через профиль просверлена насквозь дыра, в ней лежит шарик — глаз. Я сказал Крсто: — Искусство должно быть сложно. А это слишком примитивно, чтобы быть искусством. Крсто объяснил, что он тоже не любит такого примитива. После вернисажей мы зашли поужинать в экспресс-бар. За стопочкой шливовицы, за ражничами (род шашлыка), за обязательной чашкой кофе просидели несколько ча сов, увлеченно разгадывая ребусы, которые представляли друг для друга наши фразы. Шполар хорошо знает русскую литературу, превыше всего ценит Достоевского.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2