Сибирские огни, 1966, №11
Л И 1 Я 1*1АМЭДЛ В. ШУГАЕВ БЕЛЫЙ СЕВЕР (Из блокнота писателя) Мы каждый день делаем открытия и ча сто бываем Колумбами на свой, особый лад. Вдруг, в счастливую минуту, замечаем кра соту заката и бережем ее в памяти и раду емся воспоминанию о ней. Или однажды к нам приходит простая и удивительная мысль: «Как это славно — работать, влюб ляться, ссориться, мириться, посадить дере во в сырую землю, посмеяться над своей бедой и без долгих слов помочь товарищу». Открывая эту мысль заново в минуты обостренной душевной зоркости, мы стано вимся счастливыми и дорожим подобными открытиями. Например, мне дорого открытие Севера, по древней российской традиции богатого талантливыми людьми. Путь на Север я начал с Братска. Хотя и написано о нем предостаточно, но без не го не обойтись: как-никак, новейшая исто рия Сибири. Итак — Братск. Глава о высотах Для знатных приезжих на Братской ГЭС заведена «Книга почетных посетите лей», в которой скопилось уже изрядно записей, и в каждой — удивление, восторг, почтительность перед бетонным исполином и его создателями. Но от любой славы устают, а когда она чересчур обильна, ее перестают замечать. Тем более, что здешние будни не оставляют времени для самолюбования: на носу Усть- Илим, лесопромышленный, алюминиевый комбинаты, постоянные заботы, тревоги, ра бота. ...Поблизости от плотины (какой-то ки лометр, если мерять прямиком через за лив), среди сосен и молодого ольшаника, стоит темный древний сруб, по старинным понятиям довольно высокий, именуемый башней Братского острога. Когда-то в ней неистовствовал, не желая покоряться само державному мракобесию, раскольный про топоп Аввакум. Житие его, мученическое и бесстрашное, воспринимается и ныне как один из примеров мощи и непокорности рус ского духа. Соседство древней башни с величайшей современной плотиной тоже символично, как своеобразная связь времен— от фанатиче ского бунтарства Аввакума до беспример ного и будничного мужества строителя Гайнулина, как главы летописи и славы на родной. Приезжие, туристы почти не заглядыва ют в башню (их больше интересует новей шая история), а частые гости — свои, мест ные, лэповцы, монтажники, лесорубы. Они оставляют надписи прямо на стенках сру ба, из этих надписей можно составить та кую же солидную книгу, как и та, для «почетных посетителей». Вот некоторые из надписей на темных бревнах: «Были Вася и Аня. Май 64-го», «Помещение неважное. Петров», «Сегодня родился Колька. Новорожденный отец», «Посетили товарищи по работе». В срубе темновато, несмотря на откры тую дверь. Недавно прошел дождь, голово кружительно пахнет мокрой полынью и ли стьями ольхи. Невидимо поплескивает море. Читаю надписи, и возникает желание хоть на мгновение представить авторов их, чтобы сообща поразмыслить над древностью, про никнуться настоящим и впрок загадать что- нибудь хорошее. «Знакомлюсь» с Васей и Аней. Он — ры жий, веселый, бывший морфлотовец, а ныне по сухопутью тянет ЛЭП. При случае не прочь «потравить баланду» и лихо «забить козла». Она — крановщица, приехала из Полтавы, беленькая, курносенькая, задира, быстро ссорится, быстро мирится, при Васе держится чрезвычайно солидно Не своим, строгим голосом постоянно говорит (так ее мама говаривала ее отцу): 9 Сибирские огни № 11 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2