Сибирские огни, 1966, №10
водили декабристов как самые низкие вар вары. Декабристы оставили им в наследст во свои могилы — они и те попирают, не почтив их ни малейшей памятью». Конечно, для такой резкой оценки у Прыжова были серьезные основания. Часто цитируемые «Воспоминания о д е кабристах» П. И. Першина-Караксарского («Исторический вестник», 1908, № 1 1 ) —■ всего лишь небольшая глава из большой рукописи, которая затерялась где-то во Владивостоке после смерти Першина в 1912 году. В красноярской библиотеке Г. В. Юдина были когда-то собраны се мейные архивы Белоголовых, Басниных, Боткиных, Лушниковых и многих других сибирских деятелей, связанных с декабри стами. Н о судьба юдинской коллекции ока залась печальной, хотя эти бумаги, в отли чие от книг, остались на родине и не попали в США. Лишь сейчас, полвека спустя, на чинает определяться объем того, что уце лело от этого культурного сокровища. В З а байкалье разошлись по рукам бумаги Б. В. Б елозерова, И. В. Бараш ева, А. М. Лушникова (целый сундук!) и мно гих других современников, друзей и учени- хов декабристов. Совсем недавно выяснил ся конец жизненной драмы последнего из умерших в Сибири декабристов А. Н. Л уц- кого (умер в Нерчинске в 1882 г.), но архив его так и не найден. Энергичные поиски перечисленных и но вых материалов, привлечение более широ кого круга сибирских свидетельств и крити ческое их изучение — только все это позво лит объективно оценить роль декабристов в умственном развитии Сибири. Книга выдвигает такж е вопрос о путях краеведческого изучения Сибири, в частно сти, историко-литературного. Г. Кунгуров напоминает, как много внимания к раеведе нию уделял А. М. Горький. У нас широко развивается худож ествен ная самодеятельность, ее поддерживаю т и организационно, и морально, и материально. Но исследовательская самодеятельность та кой поддерж ки не получает. Хорошо извес тен огромный вклад в познание Сибири, в развитие ее культуры, внесенный местными отделами Географического общ ества. А ведь это была чисто самодеятельная исследова тельская организация. В составе отделов ученые-профессионалы тогда были исклю чениями. А сейчас в самом «медвежьем» углу Сибири можно встретить специалистов с высшим образованием. Н о д о сих пор многие любители истории литературы и энтузиасты научного поиска не знаю т друг о друге, не объединены и не могут поль зоваться взаимопомощью. Слово «краевед» сейчас как-то обесц е нено. Краеведами стали называть д а ж е тех, кто просто читает книги о крае и не внес в изучение его ничего нового. Появились и бойкие освежеватели-компиляторы , выдаю щие давно известные факты за свои новые литературные открытия, есть и свои Граци анские, паразитирующие на чужих тр удах и претендующие на обладание окончательной истиной... А. М. Горький говорил о другом краеведении, именно о том, которое «дает моральное удовлетворение, способствует быстрейшему росту нашего достоинства, внушает нам веру в творческие силы наше го разума». Книга Г. Кунгурова может стать ценным пособием для интересующих ся таким краеведением. Конечно, в книге есть и промахи, порой существенные. Первый и основной состоит в недостаточном учете уж е опубликованных источников. Это сильно обеднило книгу, при вело к ошибкам. Так, вряд ли теперь можно считать началом сибирской темы в русской литературе повесть Н. Полевого «Сохатый» (1830), как об этом пишется на стр. 117. Ещ е в мае 1819 года ж урнал «Соревнова тель просвещения» напечатал повесть «Ка- виту и Тунгильби» Ф едора Бальдауф а (1800— 1839). В повести изображ алась и си бирская среда, и необычные для литературы герои — тунгусы Даурии. Эта повесть Баль дауф а, а затем его большая элегия «Вечер на берегу Байкала» («Благонамеренный», 1821, № XV I) стали первой сибирской зая в кой в большой литературе. Среди источников, которые могут сущ е ственно дополнить историю газеты «Восточ ное обозрение», следует указать на пока не опубликованные «Записки редактора» И. И. Попова (1862— 1942). В частности, И. И. Попов сообщ ает важные подробности о статье Л . Б. Красина «Судьбы капита лизма в Сибири». На стр. 25 почему-то не указано, что ав тором рукописных произведений 70— 80-х гг. («Золотая пшеничка» и др.) был корректор газеты «Сибирь» К. П. Никифоров («Быхо- вец»); памфлет «Моя жизнь» написал за байкалец П. С. Кожевников, а сатирическое «меню» на юбилее «Восточного обозрения» составил Е. А. Перфильев. В обзоре руко писных журналов пропущен номер «К озу ли», найденный в Красноярске А. В. Г уре вичем; не учтен и журнал Иркутской гимна зии (см. «Литературный вестник», 1903, VI, стр. 173— 174). В ж урнале «Иртыш, пре вращающийся в Ипокрену» сотрудничали не только тобольские авторы. Например, в № 6 за 1791 год была опубликована речь иркутского учителя С. П. Бельшева при погребении генерал-поручика Арсеньева. Многие фамилии в книге напечатаны с искажениями. И. С. Сельский трижды на зывается Сальским, А. М. Лушников — Л у- кошниковым, Карлейль — Карленди, Погос- ский — Погожаевым и т. д. Ни у одного д е ятеля не указаны даты его жизни. Хроно логические вольности приводят к ошибкам. Например, ни Поликсеньев, ни Седаков (стр. 151) не могли работать в Иркутской гимназии при директорстве П. А. Словцова, так как он уехал из Иркутска за восемь лет д о этого. Кстати, следовало бы отме тить, что один из участников сборника По- ликсеньева — Н. Г. Минин печатался в 1839— 1840 гг. в «Невском альбоме» Н. И. Бобылева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2