Сибирские огни, 1966, №10
листика, как начиналось библиотечное и из дательское дело. Как видим, круг вопросов широк, и по ним приведено много новых и интересных сведений. Анализируя их, автор весьма убедительно и наглядно показал многообразие культурных связей в старой Сибири. О собое внимание он уделил руко писным ж урналам , признавая за ними больш ое общ ественное значение. Рукопис ная литература подготовила переход к печатному слову, прививала вкус к соци альным вопросам. Одним из пионеров изучения сибирской рукописной журналистики был М. К. А за- довский. Ещ е в 1933 году он посвятил это му вопросу большую статью, а в 1947 го д у — целую главу в своей книге «Очерки литературы и культуры Сибири» (Иркутск, 1947). С той поры выявлено в архивах и зарегистрировано по литературным источ никам свыше 50 дореволюционных рукопис ных сибирских ж урналов и сборников1. Г. Кунгуров описывает несколько своих интересных находок: литературный альбом XV III века, ж урнал «Мещанин» (1856, № 1), «Якутский сборник» (1890, № 1) и рукопись драмы «Колокольников» (ок. 1860 г.). Впервые обзор «М ещанина» был дан Г. Кунгуровым ещ е в 1940 г.2. Сейчас в кни ге воспроизведены фотографии трех стра ниц ж урнала и трех страниц драмы. Най денный исследователем «Якутский сборник» содерж и т «Воспоминания о Чернышевском» Ш аганова, «Н екролог Н. Г. Чернышевско го», вычеркнутый цензурой из «Восточного обозрения», а такж е стихотворения П. Ф. Якубовича, казненного в Шлиссель бурге в 1881 г., Е. И. Минакова и др. Г. Кунгуров довольно подробно харак теризует особенности первого периода раз вития печатного слова в Сибири (литера турная деятельность П. П. Сумарокова, содерж ан и е ж урнала «Иртыш, превращаю щийся в Ипокрену» и сборника «Прозаичес кие сочинения учеников Иркутской гимна зи и »), а затем сж ато излагает историю «Сибири» и «Восточного обозрения» и рас сказывает о деятельности В. И. Вагина, Н. М. Ядринцева и Г. Н. Потанина в связи с изданием этих газет. В заключении первой главы автор пи шет: «В далекой Сибири... ж ило суровое обличительное слово бесстрашных свободо любивых литераторов-общ ественников; и здесь, как в России, немало этих литерато ров ж естоко поплатилось за свободомыслие, но ^не умер суровый голос правды, бичую щий самодерж авно-административный про извол, обнаж ающ ий корни социальной не справедливости». Вторая глава основана на изучении мно гочисленных отчетов и каталогов дорево люционных сибирских библиотек и читален. Автор использовал газетны е сведения, ме-' См. нашу статью: «Рукописные журналы в старой Сибири», в сб. «Вопросы фольклора», Томск, 1965, стр. 148—155. * Ученые записки Иркутского педагогического института, 1940, № 7, стр. 76—111, муары и архивные документы . Выявилась любопытная картина накопления книжных сокровищ в главнейших центрах Сибири (начиная с 20-х годов X IX столетия) и перемены литературных симпатий широкого читателя, характерных и для центра Р о с сии. М атериал книги разнообразен и значите лен, но он, конечно далеко не исчерпывает темы. Так, остался неучтенным «Либера- лист» — выдающееся явление сибирской рукописной литературы. В этом сборнике (Иркутск, 1860— 1862, 332 стр.) было поме щено более восьмидесяти произведений ре волюционно-демократического характера (статьи из «Колокола» и «Полярной зв ез ды», знаменитое «Письмо» Белинского к Гоголю, стихотворения Пушкина, Рылеева, Огарева, Л . Толстого, Д обролю бова, М. З а госкина, В. Курочкина и д р .). Стихотворение А. П. Щ апова «К Сибири», помещенное в «Либералисте», оставалось неизвестным до 1957 года. Как недавно удалось выяснить, этот сборник привез из Сибири на Урал ссыльный народоволец М. А. Колосов (1866— 1940). П озж е сборник был передан в Свердловский государственный архив. По материалам «Либералиста» появились статьи и заметки Е. Г. Бушканца, И. А. Дергачева и др. Книга Г. Кунгурова выдвигает ряд новых проблем изучения прошлого Сибири. В ча стности, автор совершенно правильно ука зывает, что вопрос о культурном влиянии декабристов на сибиряков требует более вдумчивого и глубокого анализа. Тут воз никает преж де всего потребность выяснить в деталях, как масса сибиряков восприни мала декабристов, как относились к их про светительской работе. В литературе, осо бенно в популярной (например, в недавно вышедшей двумя изданиями книге А. Гес сена «Во глубине сибирских р уд»), жизнь декабристов в Сибири часто освещается односторонне, д аж е иконописно, так как авторы обычно используют лишь литератур ное и эпистолярное наследие самих дек аб ристов. М еж ду тем для полноты картины немалое значение имели бы, конечно, пись ма, дневники, рукописные журналы и про чие прямые свидетельства современников- сибиряков. Но долгие годы в архивах на капливались только казенные бумаги, а лич ными фондами сибиряков никто не заним ал ся. В результате архивные сибирские мате риалы о декабристах лишены необходимой полноты. Д а ж е уцелевшие материалы до сих пор не собраны и не изучены. На огром ный их интерес указывал еще в 20-х годах выдающийся историк Сибири Б. Г. Кубалов (1879— 1966). Учитывая все это, называть массовыми, как это делает Г. Кунгуров, «факты благотворного влияния декабристов на широкие слои сибирского населения» (стр. 13) можно, вероятно, лишь условно. В 70-х годах известный историк и рево люционный демократ И. Г. Прыжов, запи сывая воспоминания о декабристах у старо жилов Петровского завода, пришел к д р у гом у выводу: «Сибиряки встретили и про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2