Сибирские огни, 1966, №10
Братске, писательница восклицает: «Как только могло прийти мне в голову, что пос ле Новосибирска этот удивительный край не см ож ет ничем поразить!» Еще в Москве она слышала о знаменитых людях Братска Марчуке и Гайнулине, познакомилась с пе сенкой композитора Пахмутовой «Марчук играет на гитаре». Но, как признается ав тор, к «воплощенным легендам и многочис ленным титулам какого-либо героя» она всегда относилась скептически. Первые впечатления от встречи с М ар чуком носят, так сказать, «женский харак тер». «Большой, стройный, корректно о д е тый человек... Черт возьми, вот это мужчи на! Коротко подстриженные, черные с про седью волосы, узкие черные усы, черные миндалины глаз... Удачная смесь Н асера и Гюнтера Грасса (западногерманский писа тель — Ю. Б .) ». Чем дальш е идет рассказ, тем «весомее» становятся впечатления, и постепенно из небольшого интервью возникает картина жизни молодых строителей Братска, выри совываются основные вехи истории славно го города. Восхищаясь Марчуком и Гайнулиным, писательница отдает долж ное их скромно сти ,, нежеланию придавать особое значение своей личности. Для Бригитты Рейман — представительницы первого в истории не мецкого государства трудящихся — ^акие люди не просто интересны. «Иногда в р аз говорах,— признается писательница,— ког да кто-нибудь проектировал образ нового человека, я думала: все это, конечно, неве роятно благородно. Но счастье, что мне все-таки не дожить до времен этих смер тельно скучных типов. Теперь ж е мы встретили человека (речь идет о Марчуке — Ю. Б.) — носителя черт будущ его. Кто ж е мож ет нам поставить в вину, что мы увле чены нашим открытием — гармония не имеет ничего общ его со скукой, непоколе бимость с упрямством... И еще одно: он (М арч ук— Ю. Б.) был бы не совершенен без своей преданности партии, своего умно го муж ества и прометеевой одержимости...» В Сибири и других «горячих пунктах» нашей страны бывает масса зарубежны х гостей. О недругах и злопыхателях не хо чется говорить. Но д аж е друзья видят нашу действительность по-разному, выносят р аз личные впечатления. Н едавно на русском языке вышли путевые заметки английского писателя Алана Силлитоу «Д орога на В ол гоград»1. Читая их, я невольно сравнивал главы «Братск» в книгах Силлитоу и Рей ман. Нет смысла, конечно, сопоставлять мастерство и манеру излож ения. Но стоит обратить внимание на принцип отбора ма териала. Н аходясь в Братске, прогрессивный анг лийский писатель интересовался, главным образом , тем новым, что пришло в нашу жизнь в результате строительства социа- 1 Алан Силлитоу, Дорога на Волгоград, М, изд. «П равда», 1964, лизма. Он хотел показать читателям своей родины замечательный мир, преобразован ный большевиками. Не случайно он пользу ется этим словом. Ведь в устах реакцион ной пропаганды Зап ада «большевизм» — ж упел. Бригитте Рейман — писательнице брат ской социалистической страны — нет нужды доказывать своему читателю преимущества социалистического строя. Ее не удивляет, что наши люди превращают сказку в быль. Зато она ж адн о присматривается к самим этим людям, к их моральному и культурно му облику. Ведь для немецких строителей социализма наши целинники, ученые Н ово сибирска, строители Братска — маяки. Вспоминая о своих беседах с переводчи цей делегации, в лице которой писательни ца, по ее словам, впервые после школьных лет нашла подругу, Бригитта Рейман гово рит: «Мы обсуж дали тысячу разных тем, говорили о социализме и о любви, итальян ской обуви и Матиссе, но ни разу о том, что мы относимся к разным нациям.» Среди советских людей писательница ГДР чувст вовала себя как среди настоящих друзей. И она написала о нашей стране как друг и единомышленник. Е в г. П е т р я е в СТРАНИЦЫ ЛИТЕРАТУР НОЙ ЛЕТОПИСИ СИБИРИ В последние годы сильнб возрос интерес к литературному прошлому Сибири. Но по многим разделам этой важной и большой темы еще крайне мало сведений. Поэтому перед литературоведом часто сразу ж е в оз никает необходимость изучения архивных источников, а затем длительных и трудоем ких поисков биобиблиографических материа лов. Трудности усугубляются тем, что биб лиография Сибири все еще сильно отстает от потребностей исследовательской работы. Многие по личному опыту знают, каких ог ромных усилий требует освоение этой цели ны и как бывает досадно, если какой-ни будь важный источник обнаружится слиш ком поздно. В новой книге иркутского писателя и литературоведа Г. Ф. К унгурова1 представ лены итоги таких упорных многолетних по исков. В книге две главы: «Ранние литера турно-худож ественны е интересы сибиряков» и «Накопление книжных богатств и чита тельские интересы». Автор ставит своей задачей показать, «как разгоралась в Сиби ри общественно-литературная борьба», рож далась рукописная и печатная ж урна 1 Г. Ф« Кунгуров. Сибирь и литература, Вост.-Сиб« кн.; изд., 1965,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2