Сибирские огни, 1966, №10

Братске, писательница восклицает: «Как только могло прийти мне в голову, что пос­ ле Новосибирска этот удивительный край не см ож ет ничем поразить!» Еще в Москве она слышала о знаменитых людях Братска Марчуке и Гайнулине, познакомилась с пе­ сенкой композитора Пахмутовой «Марчук играет на гитаре». Но, как признается ав­ тор, к «воплощенным легендам и многочис­ ленным титулам какого-либо героя» она всегда относилась скептически. Первые впечатления от встречи с М ар­ чуком носят, так сказать, «женский харак­ тер». «Большой, стройный, корректно о д е­ тый человек... Черт возьми, вот это мужчи­ на! Коротко подстриженные, черные с про­ седью волосы, узкие черные усы, черные миндалины глаз... Удачная смесь Н асера и Гюнтера Грасса (западногерманский писа­ тель — Ю. Б .) ». Чем дальш е идет рассказ, тем «весомее» становятся впечатления, и постепенно из небольшого интервью возникает картина жизни молодых строителей Братска, выри­ совываются основные вехи истории славно­ го города. Восхищаясь Марчуком и Гайнулиным, писательница отдает долж ное их скромно­ сти ,, нежеланию придавать особое значение своей личности. Для Бригитты Рейман — представительницы первого в истории не­ мецкого государства трудящихся — ^акие люди не просто интересны. «Иногда в р аз­ говорах,— признается писательница,— ког­ да кто-нибудь проектировал образ нового человека, я думала: все это, конечно, неве­ роятно благородно. Но счастье, что мне все-таки не дожить до времен этих смер­ тельно скучных типов. Теперь ж е мы встретили человека (речь идет о Марчуке — Ю. Б.) — носителя черт будущ его. Кто ж е мож ет нам поставить в вину, что мы увле­ чены нашим открытием — гармония не имеет ничего общ его со скукой, непоколе­ бимость с упрямством... И еще одно: он (М арч ук— Ю. Б.) был бы не совершенен без своей преданности партии, своего умно­ го муж ества и прометеевой одержимости...» В Сибири и других «горячих пунктах» нашей страны бывает масса зарубежны х гостей. О недругах и злопыхателях не хо­ чется говорить. Но д аж е друзья видят нашу действительность по-разному, выносят р аз­ личные впечатления. Н едавно на русском языке вышли путевые заметки английского писателя Алана Силлитоу «Д орога на В ол­ гоград»1. Читая их, я невольно сравнивал главы «Братск» в книгах Силлитоу и Рей­ ман. Нет смысла, конечно, сопоставлять мастерство и манеру излож ения. Но стоит обратить внимание на принцип отбора ма­ териала. Н аходясь в Братске, прогрессивный анг­ лийский писатель интересовался, главным образом , тем новым, что пришло в нашу жизнь в результате строительства социа- 1 Алан Силлитоу, Дорога на Волгоград, М, изд. «П равда», 1964, лизма. Он хотел показать читателям своей родины замечательный мир, преобразован­ ный большевиками. Не случайно он пользу­ ется этим словом. Ведь в устах реакцион­ ной пропаганды Зап ада «большевизм» — ж упел. Бригитте Рейман — писательнице брат­ ской социалистической страны — нет нужды доказывать своему читателю преимущества социалистического строя. Ее не удивляет, что наши люди превращают сказку в быль. Зато она ж адн о присматривается к самим этим людям, к их моральному и культурно­ му облику. Ведь для немецких строителей социализма наши целинники, ученые Н ово­ сибирска, строители Братска — маяки. Вспоминая о своих беседах с переводчи­ цей делегации, в лице которой писательни­ ца, по ее словам, впервые после школьных лет нашла подругу, Бригитта Рейман гово­ рит: «Мы обсуж дали тысячу разных тем, говорили о социализме и о любви, итальян­ ской обуви и Матиссе, но ни разу о том, что мы относимся к разным нациям.» Среди советских людей писательница ГДР чувст­ вовала себя как среди настоящих друзей. И она написала о нашей стране как друг и единомышленник. Е в г. П е т р я е в СТРАНИЦЫ ЛИТЕРАТУР­ НОЙ ЛЕТОПИСИ СИБИРИ В последние годы сильнб возрос интерес к литературному прошлому Сибири. Но по многим разделам этой важной и большой темы еще крайне мало сведений. Поэтому перед литературоведом часто сразу ж е в оз­ никает необходимость изучения архивных источников, а затем длительных и трудоем ­ ких поисков биобиблиографических материа­ лов. Трудности усугубляются тем, что биб­ лиография Сибири все еще сильно отстает от потребностей исследовательской работы. Многие по личному опыту знают, каких ог­ ромных усилий требует освоение этой цели­ ны и как бывает досадно, если какой-ни­ будь важный источник обнаружится слиш­ ком поздно. В новой книге иркутского писателя и литературоведа Г. Ф. К унгурова1 представ­ лены итоги таких упорных многолетних по­ исков. В книге две главы: «Ранние литера­ турно-худож ественны е интересы сибиряков» и «Накопление книжных богатств и чита­ тельские интересы». Автор ставит своей задачей показать, «как разгоралась в Сиби­ ри общественно-литературная борьба», рож далась рукописная и печатная ж урна­ 1 Г. Ф« Кунгуров. Сибирь и литература, Вост.-Сиб« кн.; изд., 1965,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2