Сибирские огни, 1966, №10
стихи зацвели и влюбленно и ярко», в др у гом — «ручейки говорят:— ...Разнотравье спиши, разноцветье спиши...» И если бы, «списывая» разнотравье и разноцветье, поэт все-таки не отключался от мира больших забот и страстей, его стихи о природе, как мне дум ается, были бы гораздо содерж а тельнее. Н о он будто забывает иной раз, что строки: Я здесь свой* Д аж е чибису этому свой,— как раз и обязывают вести себя в общении с природой по-хозяйски, а не сторонним на- блюдателем. Такие стихи, как «Труха обер нута в бересту», «Кони», именно потому и привлекают внимание, что увиденное поэтом стало здесь объектом не только для «спи сывания», но и для серьезного раздумья. Не знаю, что ее сгубило, Н о как безжалостно права Была б рука, что в срок срубила Березу просто на дрова,— говорится о лесной красавице, красота ко торой давно уж е обманчива, так как под «берестяной броней» осталась лишь труха. О браз емкий, он уводит мысль читателя дальш е «березы». Легко различимо серьез ное намерение и в «Л есе вышек». Это сти хотворение, направленное в защ иту «зеле ного друга», работало бы очень активно, будь оно по своим художественным каче ствам не столь уязвимо. Лес вышел. Лес вышел. Долина чиста. Лес вышек. Лес вышек Уверенно встал.,. Н е ср азу догадываешься, что слово «вы шел» надо понимать в смысле — выведен, уничтож ен, да и ритмика стихотворения как-то мало соответствует содержанию . З д есь уместно будет сказать, что такое ж е точно несоответствие поставленной за дачи и средств ее осущ ествления губит и значительную по замы слу «П оэм у о женской верности», самое большое произведение в сборнике. Нервный, отрывистый, какой-то очень торопливый язык, разбитый на корот кие, местами весьма забавно зарифмованные строки, вероятно, долж ен был, по мысли ав тора, с наибольшей полнотой передать д у ш евное состояние героини, но автор тут, как говорится, «переборщил». Назойливое брен чанье многосложных рифм, вроде — «до тла (?) ковать — оплакивать», «дней ж дал а — нежданной (?)», мешает прислушаться к голосу чувства, начинаешь следить не столь ко за поведением героини, сколько за ста раниями самого поэта. Н о вернемся к стихам о природе. Многие из них, подобно «Л есу вышек», такж е не безупречны с худож ественной стороны. Книжная благозвучность время от времени прорывается и здесь («цветы, как воскрес шее счастье, горят»), И все-таки главное, чего недостает р азделу «Цвета тайги», за нимающему третью часть книги,— это про изведений весомых, содержащ их интересные наблюдения, глубокие раздумья, за которы ми вставал бы образ не какого-то условного лирического героя, а человека вполне опре деленного времени, произносящего фразу «я здесь свой» с ясным сознанием и своих прав и своего долга. Таких стихов, к сож а лению, мало. Заключительный раздел сборника назы вается «Память сердца». Этим названием автор как бы предупреж дает читателя, что, поделившись с ним раздумьями, чувствами, наблюдениями, связанными с сегодняшним днем, он решил теперь позволить себе в конце книги вернуться к своему прошлому, все еще живущ ему в глубинах сердца. Это, дескать, не столь актуально, а все ж — по слушайте... Н о происходит удивительное дело. З д е с ь , нет «лукавого побега от людской суеты». Н аоборот, д аж е углубляясь в прошлое, по эт говорит о своих сегодняшних заботах и огорчениях, тревогах и н адеж дах, говорит о глубоко личном, но так, что за его пере живаниями хорошо угадывается образ современника, человека мужественного, принципиального, требовательного к самому себе. Не все удалось В. И змайлову и в этом цикле. «Доброта», например, подпорчена налетом назидательности: кое-где встреча ются надоевшие давным-давно формулиров ки, подобные «и я лечу мечтою по Отчизне». В стихотворении «О щедрости» вновь слы шится назойливое звяканье рифм, в этот раз самых примитивных: И нет ничего постояннее. Чем эта страсть раздавания Душевного достояния Д ля общего создавания! Однако ж е такие стихи, как «П родолж е ние боя», «Высоты помним, села, города...», «Бессонница», «А он сегодня водку хл е щет...», по праву можно отнести, на мой взгляд, к новым достижениям автора. Они искренни, содержательны, худож ественно выразительны. Здесь нет тех благозвучных банальностей, которые встречаются во мно гих стихах первых двух разделов, что еще раз подтверж дает известную истину: четкая мысль и серьезное чувство не нуждаются в украшательстве. Упомянутое выше авторское вступление к преды дущ ему сборнику заканчивалось сло вами: Лучш ая песня жж ет в груди, Лучшая книжка еще впереди..,, И — пусть говорят стихи... Хотелось бы надеяться, что после выхо да книжки «Я здесь свой...» поэт не посчи тал свое обещ ание осуществленным. Для его читателей оно остается в силе. И они вправе верить, что оно будет выполнено: о такой возможности говорят лучшие стихи нового сборника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2