Сибирские огни, 1966, №10
ловек воспитывал в себе чувство ответст венности за общ ее дело, постоянно помнил о своих граж данских обязанностях. В духовном выпрямлении Саунина, не сомненно, важное место отводится борьбе героя с самим собой, преодолению им оши бок и заблуж дений. Автор тонко подмечает в нем то положительное, здоровое, что мо ж ет служить предпосылкой его в озр ож де ния: честность, верность ж ене и детям, лю бовь к труду, тягу к нормальной, осмыслен ной жизни. И хотя процесс перестройки был длительным и нелегким, хотя не раз Сауни на подстерегали соблазны и опасности, он прошел через все испытания и вышел из них возмуж авшим , вновь обрел право быть человеком. Его окрыляет доверие п редседа теля колхоза, он чувствует себя участником большого общ енародного дела, начинает мыслить по-государственному. Преображ ение Саунина, его нравствен ная эволюция худож ественно мотивирова ны, достоверны . И все ж е автора нельзя не упрекнуть в том, что отрицательным персо нажам недостаточно противопоставлены по ложительные силы, влияние коллектива. Фактически вся тяж есть борьбы за челове ческое в Саунине падает в повести на пле чи хрупкой, но муж ественной его жены- подруги Тоськи. В аж ную композиционную роль в пове сти выполняет образ самого автора, совер шающего п оездку с Сауниным в глубинное заобск ое село Шипицино. Он не безразличен к исповеди шофера, ставшего ем у близким. Все повествование о судьбе героя прониза но его взволнованным отношением к тем людям и событиям, о которых рассказыва ет Саунин. В размышлениях о судьбе ши- пицинского шофера раскрывается партий ная позиция писателя, его стремление к правдивому, всестороннему изучению жизни. А. Баздырев тяготеет к типу повести, именуемой в нашей критике «повестью судь бы». Таково второе его произведение «У чужого огня», сюж етную основу которого составляет история утраченной и обретенной любви. Н о судьба Григория Петровича не повторяет здесь саунинской судьбы. Его личная драм а вызвана другими причинами, объясняется факторами субъективного ха рактера. Студентом он полюбил девушку краси вую, взбалмошную , зараж енную мещански ми предрассудками. Женившись на ней, Григорий Петрович как-то незаметно под дался ее влиянию. Чтобы больше зарабаты вать, он «взял полные ставки в школе и в техникуме. Сутки оказались расписанными по минутам...» Так постепенно радость творческого труда, которым он жил в студенческие годы, вытеснялась заботами о семейном благополучии, о приобретении костюмов, рубашек и цигейковой шубки... Показывая тлетворное, разрушающее воздействие мещанского уклада на психо логию и жизнь молодож енов, автор снова убеж дает нас в том, что забвение общ ест венных интересов ведет к нравственному опустошению, утрате личного счастья. Болезненно пережил Григорий Петрович увлечение Вики другим человеком. Стремясь заглушить душ евную боль и обиду, он пе решел на работу в облоно инспектором, месяцами пропадал в поездках по районам. Н емало огорчений и страданий принесла размолвка в семье и Вике, осознавш ей свою вину. Когда Григорий Петрович на несколь ко дней приезжал домой, «глаза у нее све тились, лицо сияло. И как только он начи нал собираться в очередную командировку, она ходила как в воду опущенная». Сосредоточивая внимание на противо речивых чувствах и сложных интимных пе реживаниях героя, А. Баздырев сталкива ет его с другой семьей, дружной и сплочен ной, где муж и ж ена не только любят друг друга, но и заботятся о своем духовном росте. Встреча с Васей и Клавой явилась тем поворотным моментом, тем внешним собы тием, которое с неожиданной драматической силой выявляет в герое то, что назревало медленно, подспудно и что, наконец, пред определило перелом в отношениях его с Ви кой, развязку затянувшегося душ евного кризиса. Выход из тупика он видит не в отказе от семьи, не в разрыве с женой, ко торую по-прежнему любит, а в преодолении собственных слабостей и ошибок, в борьбе за Вику и маленькую Галинку. А. Баздырев далек от банального пред ставления о человеческом счастье. Его герой не мож ет быть счастлив без друж бы и д о верия, без взаимной любви. Н о ему иногда недостает высокого общ ественного созн а ния, большой жизненной цели. Ограничен духовный мир Григория Петровича, ж иву щего преимущественно в сфере личных ин тересов и переживаний. Первое ж е серьез ное жизненное потрясение выводит его из равновесия, лишает перспективы. А ведь только на основе слияния личного и о б щественного, что подтверждается нашей повседневной действительностью, возможна полнота счастья и жизни с семьей, с др узь ями, со всем народом. Показав Григория Петровича лишь в «камерном» плане, вне связи с реальной исторической обстанов кой, общественной жизнью и коллективом, писатель, несомненно, обеднил интересный образ, лишил его нравственного о бая ния. В своих повестях А. Баздырев не дает развернутых внешних портретов персона жей, подробного описания бытовой обста новки. Его привлекает духовная, внутренняя жизнь героев, сдвиги в их психологии и взглядах. Задаче раскрытия нравственного облика современника подчинены и выбоо изобразительных средств (монологи-размыш ления), и композиционные приемы. Сцены о настоящем чередуются в произведениях со сценами о прошлом героев, и эти отступ ления помогают автору глубоко и всесторон не развивать сюжетные линии, показать историю человеческих судеб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2