Сибирские огни, 1966, №10

К Н И Ж Н О Е О Б О З Р Е Н И Е И. Ш е х о в ц о в Б Ы Т Ь Ч Е Л О В Е К О М ! Все произведения, вошедшие в книгу А. Баздырева «Если ты человек»1, объ еди ­ нены ведущ ей темой гражданской активно­ сти человека, его ответственности перед общ еством. Герой повести, давшей название книге, Саунин говорит: «С месяц н азад в нашей районной газете обо мне была напе­ чатана статейка. С портретом! «Шофер Г. Саунин добивается высоких показателей на вывозке хлеба. Он своевременно прово­ дит технический ух о д за своей машиной, содержит ее в образцовом порядке...» А по­ ч ем у— об этом ни слова. Почему три года тому н азад я не добивался этих самых вы­ соких показателей? Все ж е помоложе был, силенок было побольше, задору... Как про­ водить техуход, в книжках написано. И сделать лишний р ей с— не велика хитрость. Урвал от сна часок-другой — вот и рейс. Но почему один человек следит за своей машиной, а другой пилит на ней, пока она не встанет, почему один в страду соглаш а­ ется спать по четыре-пять часов, да и то урывками, а другой мож ет неделю гулять без просыпу? Вот, на мой взгляд, в чем самая главная закавыка». С одерж ание повести не сводится лишь к выяснению прошлой жизни героя, к вопро­ су личного долга или любви к профессии. В словах Саунина угадывается более сущ е­ ственное, главное. Речь идет о смысле ж и з­ ни, о нравственных принципах нашего сов­ ременника. По мнению Саунина, в с е— в человеке, в том, по-человечески мечтает он «жить или куда кривая вывезет». А. Баздырев не упрощает жизни, не сглаживает противоречий действительности. В самом названии повести — «Если ты че­ ловек» — концентрируется основная ху д о ­ 1 А. Баздырев. Если ты человек. Повести и рассказы. Барнаул, Алт. кн. изд., 1965, жественная мысль. Это повествование о судьбе рядового шофера, прошедшего д р а­ матический путь падений и срывов, но су­ мевшего сохранить в себе человека, обрести счастье в труде и в служении людям. И сто­ рия Саунина поучительна, она дает воз­ можность автору затронуть нравственные проблемы человеческого воспитания. Оставшись в годы войны без отца, ли­ шенный ласки и внимания матери, занятой личной жизнью, Гошка Саунин поддается влиянию «дружков», бросает школу, рано «приобщается» к водке. Писатель ведет борьбу не только с личными слабостями ге­ роя, но и разоблачает тех людей, которые вовремя не помогли подростку завершить учебу, а позж е приглашали молодого шофе­ ра «сброситься на пол-литра», стремились поссорить его с семьей. В повести выведена целая галерея подобных «советчиков» и «приятелей», названных по имени и безы ­ мянных. Среди них и «охотники поковырять пальцем чужую болячку» (таковы «соседка, не то вдова, не то брошенка», некто «бело­ брысый»), и люди почтенные, прикрываю­ щие мещанскую сущность служебным поло­ жением (бухгалтер раймаслопрома Рожнов и главный инженер МТС Тарский), и ж ули­ коватый Кирюха Портнов, откровенно предлагающий «рассчитываться за рюмку ворованным зерном», и многие другие. Но, пожалуй, наибольшее влияние на Саунина оказал инструктор автошколы Климка Барабанов. Бывший фронтовик, ин­ валид, живший бобылем, он по-своему лю­ бил смышленого мальчишку, стремился о б у ­ чить его мастерству шофера. Однако добр о­ та Барабанова не была гуманной, нравст­ венной. Именно он ездил с Гошкой после работы и в выходные дни «на заработки», «денег давал, рюмкой не обносил»... Формирование характера героя А. Б аз­ дырев связывает с ролью школы, семьи и общественности,— здесь еще нередко мы встречаемся с проявлением формализма, бездушия и нечуткости к человеку. Вместе с тем, писатель обращ ает внимание и на другую сторону рассматриваемой пробле­ мы — на самовоспитание личности. Н еобхо­ димо, по его мнению, чтобы каждый че

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2