Сибирские огни, 1966, №10

со зд а ет оригинальные агитационные «летучие листки», пользовавшиеся огромным усп е­ хом. Одним из первых М. Щ еглов вводит в советское искусство новый тип агитплаката, основанного на творческом использовании форм народного красочного лубка, печатает' е украинских газетах и ж урналах рисунки и карикатуры, работает в ряде издательств по иллюстрированию книг, особенно детских. К огда началась Великая Отечественная война, М. Щеглов был эвакуирован в Сибирь. «Все для фронта! В се для победы!» — этот девиз военных лет определил творчество худож ника. «Окна ТАСС», выпускаемые М. Щ егло­ вым в Томске, отличались единым худож ественны м стилем, большой выразительностью , смелостью и силой удар а по врагу, они были проникнуты духом оптимизма и веры в п обеду н ад врагом. Н ов­ ш еством, имевшим больш ое зн а ­ чение для воспитания подрастаю ­ щ его поколения, был выпуск спе­ циальных «Окон ТАСС» для д е ­ тей школьного возраста. З а три года М. Щ еглов вы­ пустил в Томске 100 «Окои ТАСС», часть из них хранится сейчас в ф он дах Томского обл аст­ ного краеведческого м узея и Н а ­ учной библиотеки Томского госу­ дарственного университета. С 1 сентября 1942 года н е­ утомимый худож н и к начинает выпуск «Дневника Отечественной войны» — своеобразной х у д о ж е­ ственной летописи войны. В ри­ сунках «Дневника» он комменти­ ровал и иллюстрировал сообщ ения Советского Информбюро о событиях на фронтах, на оккупированной территории. Всего в Томске М. Щегловым было выполнено более 500 рисунков «Дневника». Начиная с 1943 года, М. Щ еглов активно сотрудничает как худож ник в газете «К расное знамя». Плакаты, рисунки, портреты передовых людей Томска, воинов-сиби- ряков, храбро сраж авш ихся на фронте,— вот далеко неполный перечень его работ, опубликованны х в те годы. Н апряж енная творческая работа для фронта и тыла выра­ ботала очень важную для худож ника способность — выбирать каждый раз такую те­ му, которая выступала как сам ая актуальная, и быстро воплощать ее в худож ественно полнокровном обр азе. Выразительность рисунка М. Щеглов всегда умело сочетал с максимальной лаконичностью, обобщ енность — с силой эмоционального воздействия. Творческая выдумка его была буквально неистощима. И скусствовед К. Ситник писал о нем в статье «Х удожники Томска в дни войны», посвященной городской худож еств ен ­ ной выставке «За Р одину!» (М арт 1942 года): «Разносторонним мастером показал се­ бя на выставке М. М. Щ еглов. Героические сцены, батальные эпизоды , борьба парти­ зан, зверства фашистов, сатирические образы — «Окна ТАСС», плакат, станковый рису­ нок, газетная карикатура — вот диапазон его творчества. Щ еглов одинаково успешно владеет любой техникой графики: акварель, тушь, карандаш , сангина, гуашь, перо — Есе это послушно служ и т худож нику... Н аиболее полно и характерно дарование его раскрывается в сатирическом рисунке, остро и едко разящем врага». П осле окончания войны М. Щ еглов живет в Крыму. П о-преж нем у он работает в области сатиры и книжной иллюстрации. С оздаваемы е им образы получают все боль­ ш ую идейную глубину и заостренность, отраж ая важнейшие темы современности. М. Щ еглов был и отличным педагогом. Он воспитал немало талантливых х у д о ж ­ ников. Л аур еат Л енинской премии, Народный худож ник СССР Н. А. Соколов (один из Кукрыниксов) вспоминал: «М ногообразная одаренность М. А4. Щ еглова и его ис­ ключительное умение вести педагогическую работу помогли большому количеству м олодеж и стать художниками-проф ессионалами. Лично я обязан ему всем лучшим, что мне было дано в смысле худож ественного образования». Умер Михаил Михайлович Щеглов в 1955 г., оставив по себе память очень скромного, отзывчивого и сердечного человека, талантливого и ж изнерадостного м а­ стера, подлинного художника-публициста.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2