Сибирские огни, 1966, №10
ное народное искусство. Рисунки М. Щеглова были изданы большим тиражом в виде цветных открыток и писем в 1910 году и сделали имя художника известным далеко за пределами Сибири. М. Щеглов увлекся разработкой сибирского орнамента в применении к видам прикладного искусства. Вм есте с художником С. М. Прохоровым1 он написал об этом намерении А. М. Горькому, от которого получил теплое письмо с горячей поддержкой «•прекрасного начинания». М. Щеглов загорелся идеей использования народных моти вов для оформления мебели и выполнил цикл рисунков, проектов разных вещей для Кустарного комитета Сибири (они были премированы на всероссийских конкурсах по оформлению мебели, проведенных в Москве и П етербурге). «...Ведь надо,— писал х у дожник,— надо сохранить это творчество (сибирских народностей.— Л . Б .). Мало зари совать все это, нужно взять за основу дтя украшения мебели, утвари, ткани. Не д о вольно ли слюнявого модерна, который с Зап ада заполз в оформление архитектуры и быта д а ж е сю да, в Сибирь...» В 1911 г. М. Щеглов едет за границу, чтобы ближ е познакомиться с шедеврами мирового искусства. Там он встретился с А. М. Горьким, жившим в то время на с. Капри в Италии. Великий писатель живо интересовался Сибирью и закидал х у д о ж ника вопросами, а узнав, что тот недавно был в Нарымском крае, особенно много рас спрашивал о ссыльных, попавших туда после поражения первой русской революции, о жизни сибирской интеллигенции, о издававшихся в Сибири ж урналах и газетах. «А интересная страна Сибирь,— сказал А. М. Горький.— Это хорошо, молодой человек, что поехали работать туда, там люди нужны. Д а и ценить ведь вас сибиряки будут». А. М. Горький рассказал, что он теперь работает над сказками, собирает их, а в сибирских сказок у него нет, и попросил М. Щеглова передать в Томске, чтобы их прислали. Б еседа с А. М. Горьким продолжалась долго, и «видно было,— вспоминал художник,— что Алексей Максимович двумя-тремя вопросами через меня вскрывал какую-то часть интересующей его жизни Сибири». По приезде в Сибирь М. Щеглов вместе со сказками послал и свою серию откры тых сибирских писем, о которых Алексей Максимович такж еего просил. «Дорогой Михаил Михайлович! — писал А. М. Горький 30 ноября 1911 г. х у д ож нику,— Получил я Ваши открытки — очень, очень благодарю Вас! Нравятся они мнеэ талантливо сделаны , и смешно и трогательно. Спасибо Вам! ...Ваши открытки покажу на днях Этторе Тито и Сариарио, здешним худож н и кам, довольно известным, д аж е — знаменитостям. Пусть посмотрят...»2. Великую Октябрьскую революцию М. Щеглов встретил в г. Рыбинске (ныне г. Щ ербаков). Характер и значение его работы в это времябыли по достоинству нены в адресе, поднесенном художнику, когда он 1923 году уезж ал в Крым: «Ваши картины и плакаты зажигали нас в революционной борьбе, просветляли наш ум, д а вали возможность здраво смотреть на жизнь». Длительный и плодотворный период творческой жизни М. Щеглова был связан с Украиной. Занимаясь главным образом плакатом и сатирическим рисунком, художник 1 С. М. П р о х о р о в (1883—1948) — известный художник. Заслуженный деятель искусств, про фессор Сб <Горький и художники (Воспоминания, переписка, статьи)». М., 1964, стр. 195,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2