Сибирские огни, 1966, №10

любил он все сибирское, считал меня земляком... Д а еще запомнился мне его совет на всю жизнь: «И зучай натуру — это главный учитель». В 1906 году М. Щ еглов с отличием закончил Строгановское худож ествен ное учи­ лищ е и был послан учителем рисования в далекую Сибирь. Первые годы творчества М. Щ еглова прошли в Томске. З десь он познакомился с писателем В. Я. Шишковым, академиком В. А. Обручевым и другими представителями передовой сибирской интел­ лигенции. Они помогли М. Щ еглову выйти за узкие рамки чисто профессиональных ин­ тересов и включиться в общ ественно-научную работу по изучению сибирского края. О собенно полезными для молодого худож ника были советы и пожелания В. Шишкова. Ученик Строгановского худож ествен ного училища, М. Щ еглов очень любил тогда и ча­ сто преувеличивал м есто и роль прикладного искусства, а В. Шишков доказы вал ем у, что нельзя увлекаться только этим, и направлял художника на более важный путь, на создан и е произведений, которые бы непосредственно отвечали высоким задач ам п од ­ линно н ародного искусства. Н ачало творчества м олодого художника совпало с годами глубокого кризиса в русском искусстве, наступивш его после поражения первой русской революции. Н о впитанные с юных лет традиции русского реалистического искусства, любовь к народу, знание его ж изни, сильно развитое стремление к общ ественной деятельности, участие в студенческих забастов к ах,— все это помогло М. Щ еглову творчески умножить полу­ ченные в училище знания, решительно отвергнуть бесплодны е декадентские ф ормали­ стические изыски. В первые годы своей творческой жизни М. Щ еглов с увлечением молодости, с неиссякаем ой силой и энеогией оаботает в различных ж анрах живописи и графики, овладевая разн ообразн ой техникой исполнения. Им было написано несколько работ масляными и акварельными красками (к сож алению , до сих пор не найденны х). Это, главным обр азом , бытовые, ж анровы е картины и пейзажи. Несколько лет М. Щ еглоз активно участвовал в качестве худож ника в газете «Сибирская жизнь», в томском еж енедельном сатирическом ж урн але «Силуэты жизни родного города», который затем расширил свою программ у д о краевого значения и стал называться «Силуэты Сибири». З д есь М. Щ еглов вместе с томским художником М. Черемных1 поместил десятки бы ­ товых и политических карикатур, ш арж ей и сатирических рисунков, касавшихся многих сторон общ ественной ж изни Сибири. С большим интересом М . Щ еглов работал в книжной графике, выполнив иллю ­ страции к книге стихов ссыльного польского поэта Г. Зелинского «Киргиз» (переведе­ на на русский язык Г. Д . Гребенщиковым). Успехи художника в этой области были так значительны, что известный московский издатель И. Д . Сытин поручил ем у ответ­ ственную р а б о т у— иллюстрирование посмертного издания романа J1. Н. Толстого «Анна Каренина». В 1910 году М. Щ еглов создает серию рисунков на темы из жизни нарымских остяков. Мысль о поездк е в Нарым была подана В. А. Обручевым и Г. Н. Потаниным. С большим интересом худож н и к наблю дал жизнь народностей Сибири, изучал их ис­ кусство. «И зум ительную р аботу я увидел у Ивана Старого,— писал он в своих воспо­ минаниях.— П ростая береста под искусными руками превращалась в чудесное произ­ ведение н ародного творчества...» И з поездки на север Томской губернии М. Щ еглов привез множ ество рисунков, этюдов и набросков. В них, пож алуй, впервые так полно была показана подлинная ж изнь коренных народностей Сибири, сохранивших — не­ смотря на гнет царизм а — не только свое человеческое достоинство, но и зам ечатель­ 1 М М Ч е р е м н ы х ( 1890 — 1962 ) —выдающийся советский художник-график. Лауреат госу­ дарственной премии. Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2