Сибирские огни, 1966, №10

За всю жизнь ты не нарисуешь столько червонцев, чтобы они равнялись одном у такому полотну! — наступал чекист. А «Ноготок» словно и не слышал оби д­ ных слов, он смотрел и смотрел на кар­ тину... — Конечно,— смягчаясь, продолжал че­ кист,— в «шалманах» и «малинах» таких картин и таких художников не водится. И там рисовать по-настоящему не на­ учишься... Парнишка, оторвав взгляд от картины и витая мыслями где-то далеко, спросил: — А разве у вас в коммуне есть краски? И можно рисовать, хотя бы в свободное время? — Слыхал, что мы самолет купили? Ну, вот... А уж на краски как-нибудь наскре­ бем... Если художник объявится... И художник «объявился» — у парень­ ка оказались незаурядные способности. Вскоре он уж е с увлечением оформлял стенную газету, делал карикатуры для мно­ готиражки, украшал клуб. Потом обор удо­ вали специальную студию , и вместе с «Н о­ готком» там стали заниматься еще несколь­ ко способных живописцев и графиков. У К азарновского был такой принцип: «Нет бесталанных ребят!» — Я утверж даю , что в каж дом мальце есть хоть какая-то «божья и ск р а»!— любил повторять он.— Весь фокус в том, чтобы найти ее, подбросить ж ару, а не затоптать, не загасить! В чем-то каждый человек да и талантлив! В наших «правонарушителях» эту «искру», конечно, искать труднее. Жизнь их ломала, корежила, оборачивалась к ним темными сторонами. У другого молоко на гу­ бах еще не обсохло, а он уж е «законченный» скептик и циник.. Представьте себе паренька пятнадцати лет, которого впервые поставили к токар­ ному станку. Он его ломал раз, другой и третий. Потом, наконец, неожиданно для себя выточил на этом станке основание для шахматной фигуры... И т у т в чем проснулся творец, который живет в каждом мальчиш­ ке! Эта фигурка, которую он выточил, была еще плохая, уродливая, он не умел еще соблюдать пропорции, но он держ ал ее в руках и удивлялся — да ведь это я сам сделал, своими руками!.. М еж ду прочим, если вы сегодня загля­ нете на квартиру к пенсионеру Григорию Иосифовичу Казарновскому и речь зайдет о шахматах, го на столе появятся те самые пешки, ферзи и кони, которые тридцать с лишним лет назад были сделаны пятнад­ цатилетними пареньками из коммуны «Че­ кист» Они хранятся здесь на правах се­ мейной реликвии. Хозяин охотно делится своими мыслями о воспитании молодежи — Труд воспитывает лишь тогда, когда он приносит реальные, зримые плоды. «Игра в производство», которую подчас м ожно наблюдать в отдельных школах, ничего не дает. О дно дело, когда пар­ нишка, вытачивая шахматную фигурку, зна­ ет, что он создает реальную ценность, что от этого и он сам и его коллектив станет лучше, интереснее жить, и другое дело, если он это делает просто так, для р аз­ влечения. К сожалению , когда заходит речь о ком­ муне «Чекист», редко подчеркивается, что это было не только воспитательное учреж ­ дение, но и большой, по тем временам,, промышленный комбинат. В его цехах е ж е ­ дневно изготавливалось две тысячи спор­ тивных тапочек, пятьсот пар ботинок для коньков, пятьсот мандолин, гитар, бал ал а­ ек, пятьсот комплектов шахмат, двести панцирных кроватей... Коммунары получали заработную пла­ ту, которая зависела от производительно­ сти, выполнения нормы, квалификации ра­ ботника. За счет прибыли строились ком­ мунально-бытовые учреждения. Помню, как общ ее собрание коммунаров решало, на что направить полученный доход — на стро­ ительство клуба или бани. После жарких споров большинство проголосовало за б а ­ ню... И мы, воспитатели, беспрекословно «согласились» с волей большинства, р а д у­ ясь втайне, что так удачно решилась д о ­ вольно сложная проблема санитарии и ги­ гиены для мальчишек, которые, как извест­ но, не такие уж любители умываться... На заработанные коммунарами деньги приобреталось много литературы, спортив­ ного инвентаря. Во время командировок в Москву я буквально опустошал букини­ стические магазины, отгруж ая литературу ящиками. Ведь тогда не было такого и зо­ билия книг, как сейчас... Говоря о формах и методах воспита­ тельной работы в коммуне, Григорий Иосифович называет много имен, в том числе и тех, которые мы уж е слышали от Корнева и Иртышского. Он сетует, что опыт чекистов-аоспитателей остается втуне. Что ж, этот упрек можно адресовать и ему са­ мому, и бывшему управляющему коммуной «дяде Пете» — тов. Осинцеву, который, как недавно выяснилось, жив и работает на Урале, и другим работникам коммуны. Теперь, когда вопросы воспитания подра­ стающего поколения приобретают огром ­ ное значение и размах, эти люди должны прийти на помощь комсомольским органи­ зациям, народным дружинам , органам ми­ лиции, всем, кому сегодня приходится иметь дело с «трудными» юношами и д е­ вушками. Дороги и памятны на всю жизнь люди, события и дела коммуны «Чекист» и Вик­ тору Тарасовичу Корневу. — Евгению Ивановну Бакину, препода­ вавшую в школе русский язык и литерату­ ру, мы называли «дотошной»,— вспоминает он,— Как я теперь понимаю, она добива­ лась преж де всего прочности знаний, а не гналась за объемом. «Ни одного непонят­ ного слова»,— часто повторяла она Нас, несмышленышей, она настойчиво приучал! пользоваться энциклопедиями и словарями, справочниками. Зорко следила за каждым

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2