Сибирские огни, 1966, №10
— В озм ож но,— соглашается начальник.— Мне выговор, а тебе — тюрьма на много лет. — Д о тюрьмы я еще не дорос,— огры зается «шапочка». — Пока бегаешь — незаметно дор а стешь... «Красная шапочка» презрительно фыр кает.. — Вы свободны ,— говорит чекист ми лиционерам, и они уходят. — А я? — после долгой паузы спраши вает паренек. Чекист советует: — Поживи — убеж ать всегда успеешь. М ож ет, и понравится... С этого часа и началась борьба за спа сение паренька. Коммуна его удерж ала. Много путей-подходов перепробовали вос питатели, но решающую роль сыграл сам о лет Д а, да, самолет! На деньги, зар або танные предприятиями коммуны, совет ак тива приобрел У-2 и планер. Построили свой аэоодром . «Красная шапочка» не ухо дил с него, не спускал глаз с крылатых ма шин. Казарновский вскользь заметил, что штурвал будет доверен тому, кто год безу пречно проработает на заводе, хорошо про учится в школе. — Эгим и купили,— смеется Иртыш ский.— Его увлек планерный спорт Глав ное было сд ел а н о— у человека появилось увлечение! Потом он пошел учиться в один из томских технических вузов, а там война, и след его, к сожалению , затерялся... Д олго возился Григорий Иосифович с неким Ивановым-Ганахарити Мальчик ро дился в интеллигентной «благополучной» семье. Отец архитектор, мать — балерина. Л сын в пятнадцать лет стал московским карманником. За ним утвердилась репутация мастера по «съему» карманных часов. Высокий, голубоглазый, не по годам на читанный, любящий поэзию, этот парень заскучал в коммуне Именно заскучал Ведь часов снимать не у кого бы л о . За четыре года он не раз убегал из «Чекиста». Как-то начальник КВЧ позвал к себе Иванова и напрямик спросил: — Почему тебе не живется у нас? Ули ца манит? — Д о настоящей улицы отсюда очень далеко... — ответил Иванов,— Когда у б е гаю. то брож у не по улице, а по сибирским лесам... Люблю небо, озера, реки... В откровенной беседе воспитателю у д а лось зацепить ниточку сложного, меняюще гося юношеского характера. — Подумаешь, удивил! Любоваться природой всякий может А вот понимать, ее, уметь читать следы на тропе и древние знаки на камнях, находить уголь и золото, ж елезо и прочие металлы — для этого надо глаз позорче, чем у вора, который знает лишь, у кого и что плохо лежит. Богат ства природы запрятаны так, что не вся кий дотянет к ним руку... Чекис! говорил вроде бы и не обращ аясь к парнишке, а так, для себя, размышляя вслух. Вспомнил две-три увлекательных истории открытий природных богатств, на звал имена землепроходцев. — Э, да зачем я все это тебе говорю,— досадливо отмахнулся он,— все равно тебе неинтересно? Иванов-Ганахарити вдруг густо покрас нел и выдавил из себя: — Неинтересно — так бы и не слушал... — Что ж ,— примирительно кивнул че кист,— тогда заглядывай еще как-нибудь вечерком... И бывший «часовщик» все чаще и чаще заглядывал «на огонек» к воспитате лю, чтобы поговорить о природе Сибири, богатствах ее недр. Вскоре Иванова послали учиться в гео логоразведочный техникум. Через три года он успешно закончил его, стал геологом и перед войной уехал работать на Урал... Вот еще эпизод из жизни коммуны. Из Казани специальным конвоем при везли маленького рыжего паренька по клич ке «Ноготок». Знакомясь с «Ноготком», начальник КВЧ удивленно качал головой. Было чему удивляться. В четырнадцать лег — десять приводов в Москве, Ленин граде, Свердловске, Казани и две судим о сти за... изготовление фальшивых денег! — Чем могу быть полезен? — нагло рас шаркался «гость». — Как всякий человек — честным тру дом ,— рассеянно ответил чекист, размыш ляя над судьбой юнца. — Работать — не мое призвание,— хо рохорился мальчишка,— я художник Он взял со стола цветные карандаши и за несколько минут нарисовал копию «чер вонца». Рисунок получился настолько точным, что присутствующие ахнули... — Этот «госзнак» я и по сей день хра ню в своем экземпляре книжки «Атаман Пузырь.л — замечает Казарновский. Но в тот момент ему было не до смеха. Присоединиться к общему, хотя и как-то скрытому восхищению «мастерством» юного- художника означало укрепить его в соб ственном ложном самомнении. Казарновский взглянул на фальшивый червонец, поднялся и, ничего не сказав, вы шел в соседнюю комнату. Возвратился он, держ а в руках какую- то картину в раме, повернутую тыльной стороной — Ну вот что, «художник»,— ироничес ки произнес он,— если ты действительно настоящий живописец, то нарисуй мне что- нибудь вроде этого Червонец не ты выду мал, а только копию г него снял! Эка не видаль! Для этого таланта не требуется — машина лучше тебя штампует-копирует... Он повернул раму лицевой стороной, и все увидели дивный пейзаж , девочку, с к л о н и в ш у ю с я над омутом... «Ноготок» замер, впившись глазами в картину — Ну?. Чего ж е не берешь карандаш? Чего не рисуешь? Ага! Настоящее искус ство — это, брат, не фальшивый червончик!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2