Сибирские огни, 1966, №10
ретшие новую точку зрения на минувшее, свидетельствуют о новых деталях и фак тах. * * * В Л ениграде живет и работает Борис Васильевич Иртышский. Некогда правона рушитель, воспитанник коммуны, один из ее активистов, порвавший с уголовным прошлым и ставший на путь честной жизни. Ч ерез год с лишним после выхода в свет «Атамана Пузыря» коммуна проводила его на сл уж бу в Краснознаменную Амурскую флотилию. Матросские годы он провел на канонерской лодке «Пролетарий», овладе вая специальностью дальномерщика. В годы Великой Отечественной войны участвовал в Сунгарийском походе, во взятии Порт- Артура. Вкус к литературному слову, при витый к коммуне, сделал журналистику его основной профессией. Во многом схож а биография другого ав тора книги — Виктора Тарасовича К орне ва: тож е беспризорник, перевоспитавшийся в коммуне, участник Великой Отечествен ной войны, и ныне — журналист. Светлая память осталась в сердцах д р у зей о третьем — Ерминанголе Дульневе, авиационном штурмане, погибшем в сен тябре 1941-го в воздушном бою под М о сквой. Три человеческих судьбы , «вылепленных» из очень трудного человеческого материала. Кем вылеплены? Как? * * * Оценивая «Атамана Пузыря», Горький писал авторам, которым тогда «троим вме сте было пятьдесят лет», об одном пробе ле в произведении: «Н едостаток вашей кйижки в том, что вы слабовато отметили работу воспитате лей над вами — «материалом» воспитания...» Попытка восполнить этот пробел была сделана авторами в 1960 году при переиз дании книги введением новой главы. Но попытка очень робкая, торопливая М еж д у тем, уяснить то важное о воспитате лях — чекистах, что позволяло им создать подлинно творческую атмосф еру в юно шеском коллективе, насущно необходимо. История советской педагогики того пе риода порой ограничивается одной фигурой А. С. Макаренко. Как бы ни были велики его заслуги, такой п одход искаж ает и обедняет действительную картину расцвета советской школы замечательных воспитате лей. насчитывавшей, видимо, не одну сотню или д а ж е тысячу человек. К сож алению , мы очень мало знаем о лю дях «макаренковской плеяды», плохо изучаем их опыт, который мог бы обога тить сегодняшнюю практику и теорию ком мунистического воспитания. В частности, об Адриане Митрофановиче Топорове — замечательном педагоге и литераторе. Про шло уж е много времени с тех пор, как его «внучатый ученик» Герман Титов слетал в космос', как переизданы топоровские «К ре стьяне...», а значительных и глубоких иссле дований о Топорове-учителе все еще не появилось. Спустя тридцать лет после выхода «Ата мана Пузыря» мы плохо осведомлены и о воспитателях — педагогах коммуны «Че кист». Поэтому большую ценность предста вляют воспоминания бывших воспитанников коммуны, а тем более авторов книги. Мне не раз доводилось беседовать с Б. В. Иртышским. Он охотно рассказывает о чекистах тридцатых годов, бывших ру ководителях сибирской коммуны, которую позднее стали называть «Республикой ата мана Пузыря». Эти скромные, незаметные люди были последователями выдающегося советского педагога-воспитателя А. С. М а каренко. — Так ж е как в «ж елезном Феликсе» — Д зержинском олицетворен и «меч револю ции» и подлинный гуманизм пролетарской власти,— вспоминает Иртышский,— так в лице чекистов, работавших в 30-е годы в трудовых коммунах и колониях, для меня воплощен идеал сердечных, умных воспита телей и наставников, горячо любивших нас — «беспутных ребят». Это подтверж дается «Педагогической поэмой». «Р еспуб ликой Шкид», «Путевкой в жизнь», «Ата маном Пузырем» и многими другими произ ведениями. Трудовые коммуны-колонии сыграли большую роль в жизни многих тысяч бес призорных и обездоленны х ребят. Трудную , сложную работу по перековке несовершен нолетних правонарушителей вели большеви ки-чекисты по поручению В. И. Ленина. «За всю историю человечества,— писал Максим Горький авторам «Атамана Пузы ря»,— никогда, нигде в мире не было вла сти, которая ставила бы целью работы сво ей воспитывать весь трудовой народ, ука зать ему пути к созданию новых условий жизни и труда, к созданию новой, социа листической культуры. Такую задачу впер вые поставила перед собой власть всей массы трудового народа, возглавляемая партией гениального Ленина. Конечно, осо бенно трудно воспитывать молодежь — бес призорников, правонарушителей. Однако че кистам, агентам ГПУ удается достигнуть в этой работе отличных успехов...» Я напоминаю Иртышскому критическое замечание Горького: «Вы слабовато отме тили работу воспитателей...» — «Но вы все-таки отметили»,— пари рует он горьковскими словами из того ж е письма.— Хотите, я скажу вам дословно, что он писал по этому поводу? Чуть смежив веки. Иртышский цитиру ет на память: — «Н едостаток вашей книжки в том, что вы слабовато отметили работу воспи тателей над вами — «материалом» воспита ния. С каким бы материалом люди ни ра ботали, он их всегда гож е воспитывает. Вы такж е слабо отметили ваше влияние на воспитателей, на изменение работы с вами, /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2