Сибирские огни, 1966, №10

ретшие новую точку зрения на минувшее, свидетельствуют о новых деталях и фак­ тах. * * * В Л ениграде живет и работает Борис Васильевич Иртышский. Некогда правона­ рушитель, воспитанник коммуны, один из ее активистов, порвавший с уголовным прошлым и ставший на путь честной жизни. Ч ерез год с лишним после выхода в свет «Атамана Пузыря» коммуна проводила его на сл уж бу в Краснознаменную Амурскую флотилию. Матросские годы он провел на канонерской лодке «Пролетарий», овладе­ вая специальностью дальномерщика. В годы Великой Отечественной войны участвовал в Сунгарийском походе, во взятии Порт- Артура. Вкус к литературному слову, при­ витый к коммуне, сделал журналистику его основной профессией. Во многом схож а биография другого ав­ тора книги — Виктора Тарасовича К орне­ ва: тож е беспризорник, перевоспитавшийся в коммуне, участник Великой Отечествен­ ной войны, и ныне — журналист. Светлая память осталась в сердцах д р у ­ зей о третьем — Ерминанголе Дульневе, авиационном штурмане, погибшем в сен­ тябре 1941-го в воздушном бою под М о­ сквой. Три человеческих судьбы , «вылепленных» из очень трудного человеческого материала. Кем вылеплены? Как? * * * Оценивая «Атамана Пузыря», Горький писал авторам, которым тогда «троим вме­ сте было пятьдесят лет», об одном пробе­ ле в произведении: «Н едостаток вашей кйижки в том, что вы слабовато отметили работу воспитате­ лей над вами — «материалом» воспитания...» Попытка восполнить этот пробел была сделана авторами в 1960 году при переиз­ дании книги введением новой главы. Но попытка очень робкая, торопливая М еж ­ д у тем, уяснить то важное о воспитате­ лях — чекистах, что позволяло им создать подлинно творческую атмосф еру в юно­ шеском коллективе, насущно необходимо. История советской педагогики того пе­ риода порой ограничивается одной фигурой А. С. Макаренко. Как бы ни были велики его заслуги, такой п одход искаж ает и обедняет действительную картину расцвета советской школы замечательных воспитате­ лей. насчитывавшей, видимо, не одну сотню или д а ж е тысячу человек. К сож алению , мы очень мало знаем о лю дях «макаренковской плеяды», плохо изучаем их опыт, который мог бы обога­ тить сегодняшнюю практику и теорию ком­ мунистического воспитания. В частности, об Адриане Митрофановиче Топорове — замечательном педагоге и литераторе. Про­ шло уж е много времени с тех пор, как его «внучатый ученик» Герман Титов слетал в космос', как переизданы топоровские «К ре­ стьяне...», а значительных и глубоких иссле­ дований о Топорове-учителе все еще не появилось. Спустя тридцать лет после выхода «Ата­ мана Пузыря» мы плохо осведомлены и о воспитателях — педагогах коммуны «Че­ кист». Поэтому большую ценность предста­ вляют воспоминания бывших воспитанников коммуны, а тем более авторов книги. Мне не раз доводилось беседовать с Б. В. Иртышским. Он охотно рассказывает о чекистах тридцатых годов, бывших ру­ ководителях сибирской коммуны, которую позднее стали называть «Республикой ата­ мана Пузыря». Эти скромные, незаметные люди были последователями выдающегося советского педагога-воспитателя А. С. М а­ каренко. — Так ж е как в «ж елезном Феликсе» — Д зержинском олицетворен и «меч револю ­ ции» и подлинный гуманизм пролетарской власти,— вспоминает Иртышский,— так в лице чекистов, работавших в 30-е годы в трудовых коммунах и колониях, для меня воплощен идеал сердечных, умных воспита­ телей и наставников, горячо любивших нас — «беспутных ребят». Это подтверж ­ дается «Педагогической поэмой». «Р еспуб­ ликой Шкид», «Путевкой в жизнь», «Ата­ маном Пузырем» и многими другими произ­ ведениями. Трудовые коммуны-колонии сыграли большую роль в жизни многих тысяч бес­ призорных и обездоленны х ребят. Трудную , сложную работу по перековке несовершен­ нолетних правонарушителей вели большеви­ ки-чекисты по поручению В. И. Ленина. «За всю историю человечества,— писал Максим Горький авторам «Атамана Пузы ­ ря»,— никогда, нигде в мире не было вла­ сти, которая ставила бы целью работы сво­ ей воспитывать весь трудовой народ, ука­ зать ему пути к созданию новых условий жизни и труда, к созданию новой, социа­ листической культуры. Такую задачу впер­ вые поставила перед собой власть всей массы трудового народа, возглавляемая партией гениального Ленина. Конечно, осо­ бенно трудно воспитывать молодежь — бес­ призорников, правонарушителей. Однако че­ кистам, агентам ГПУ удается достигнуть в этой работе отличных успехов...» Я напоминаю Иртышскому критическое замечание Горького: «Вы слабовато отме­ тили работу воспитателей...» — «Но вы все-таки отметили»,— пари­ рует он горьковскими словами из того ж е письма.— Хотите, я скажу вам дословно, что он писал по этому поводу? Чуть смежив веки. Иртышский цитиру­ ет на память: — «Н едостаток вашей книжки в том, что вы слабовато отметили работу воспи­ тателей над вами — «материалом» воспита­ ния. С каким бы материалом люди ни ра­ ботали, он их всегда гож е воспитывает. Вы такж е слабо отметили ваше влияние на воспитателей, на изменение работы с вами, /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2