Сибирские огни, 1966, №10

Д . З О Л О Т О В СВЕТ ГОРЬКОВСКОЙ ИДЕИ Л етом 1936 года на книжных прилав­ ках страны появилась выпущенная Запсиб- крайиздатом повесть «Атаман Пузырь» Е. Д ульнева, Б. Иртышского и В. Корнева. История этой книги хорош о известна, о со ­ бенно старш ему поколению сибиряков. Когда «Атаман Пузырь» явился в ли­ тературу, он был уж е не одинок в своем роде. Вышла «Б аза курносых», написанная учащимися IV Ф З Д Иркутска, за нею «Мы из Игарки»... Авторы этих книг еще не имели паспор­ тов, но, тем не менее, «бесстрашно» брались за перо, чтобы «отображ ать жизнь», рас­ сказывать о «времени и о себе» Р азум еется, и сейчас пятнадцатилетние пишут стихи, спорят в литкружках — та ­ лантливых, способных юношей и девушек и теперь немало. А образованием , круго­ зором они неизмеримо выше, объемнее. Н о таких взволнованных свидетельств эпохи, как «Б аза курносых», и других свое­ образны х «коллективных историй» почему- то не видно и не слышно. Если говорить об «Атамане Пузыре», то и проблема пере­ воспитания «трудных» юношей и девушек пока еше далеко не снята. Вот тут-то и хочется вспомнить одну очень важную горьковскую идею о значе­ нии литературного творчества в воспита­ нии подрастающ его поколения. «....Я очень одобряю ваше ж елание на­ писать книжку о пионерах Заполярья,— писал Горький пионерам и школьникам Игарки.— В работе над этой книжкой вы кое-чему научитесь...» «Кое-чему», конечно, в смысле — «мно­ гому»! И преж де всего — любви к тому, о чем пишешь, к товарищам, к природе; ум е­ нию не просто видеть, а наблюдать, анали­ зировать явления, оценивать факты; выра­ ж ать мысли всем богатством родного язы­ ка; познавать мир. П обуж дая к литературному творчеству, Горький хотел подчеркнуть, что ни одна форма воспитательной работы или препо­ давания литературы не дает так много, как само участие молодого человека в творче­ ском процессе. Обращаясь к пионерам Игарки, Горький не ж алеет времени, чтобы составить для «будущ ей книги», как он выражается, «н а­ бросок плана». Но это не «литконсульта- ция», когда «зрелый» литератор навязыва­ ет «недозрелому» свое (и никакое другое!) видение темы, сюж ет, а то еще и героев. П редложив «набросок», Горький тут ж е просит — «м ож ете совсем не считаться с этим наброском». Он обещает помощь реальную и кон­ кретную: «Когда рукопись будет готова — пришлите ее мне, а я и Маршак, прочитав ее, возвратим вам, указав, что ладно и ч т о— неладно и требует исправления». «Действуйте см ело,— далее призывал Горький,— помня, что Пушкин, Лермонтов, Некрасов начинали писать стихи в вашем возрасте, причем у Некрасова стихи имели такой вид: Любезна маменька, примите Сей слабый труд и рассмотрите. Годится ли куда-нибудь». И тут ж е подчеркивал: «Но, действуя смело, не забывайте, что вашу книжку будут читать тысячи детей Советского Сою за, да, пожалуй, и за гра­ ницу перескочит она. Стало быть, от вас требуется серьезное отношение к делу...» Посланные ребятам эти письма, р а зу ­ меется, были адресованы и взрослым, вос­ питателям, учителям. Б ез них, подхватив­ ших и воплотивших горьковскую идею воспитания творчеством, мы, конеч­ но, не имели бы книг, о которых идет речь. Интересна в этом отношении история книги «Атаман Пузырь». Тем более, что авторы ее — ныне уж е далеко не молоды е люди, умудренные опытом и поэтому об-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2