Сибирские огни, 1966, №10
один из основных героев «Яика». Убедитель но выписано классовое расслоение казаче ства, что придает произведению ярко выра ж енную социальную окраску. Н е надо забывать, что «Яик уходит в море», напечатанный впервые в ж урнале «Красная Новь» в 1936 году и вышедший отдельным изданием в 1937 году,— только первая часть романа. Правдухнн дум ал д о вести его действие до революции, но это, по непредвиденным причинам, ему сделать не удалось. Москва, ко времени нашего возвращения ■с уральских охот, уж е одевалась в осенний наряд, пахла розами и яблоками, открыва ла волшебные двери театральных и кон цертных залов. Правдухин, не особенно любивший изо бразительное искусство, ценил музыку, в особенности национальную и народную , и глубоко любил театр. Как и во взглядах на литературу, он отнюдь не был здесь консер вативен: признавал, наряду с худож ествен ным театром, театры М ейерхольда, Таирова и Вахтангова. В театре им. Вахтангова с успехом шла, м еж ду прочим, «Виринея», над инсценировкой которой трудился глав ным образом Валерьян Павлович. Нисколько не преуменьшая большого та ланта Сейфуллиной. надо все-таки признать, что Правдухин много помогал ей и как взыскательный мастер языка, и как вдум чивый редактор. Об этом не раз и с благодарностью говорила сама Лидия Н и колаевна — человек безоговорочной пря моты. В нору рапповского административного засилья Правдухин никак не мог попасть в «тон», не мог взяться за те темы, которые считались «магистральными»: недостаточно знал фабрично-заводской быт и жизнь толь ко что нарождавш ейся колхозной деревни. А «подделываться» и фальшивить он не мог. Написанная им в 1930 г^ду повесть «Гугенот из Териберки», отразившая проти воречия тогдашнего времени, не была оп уб ликована. Она д а ж е не сохранилась в ар хиве Правдухина (архив этот погиб в 1941 го ду ). «Годы, тропы, ружье», вышедшие вто рым изданием в 1932 году, опять не вызвали ни единого отклика. Несмотря на свой сильный характер и философическое спокойствие, Валерьян Пав лович в тот период иногда падал духом. Однажды он возвратился с прогулки по Москве в большом удручении. — Ты что, заболел? — заботливо спроси ла Лидия Николаевна. — Д уш а в озн обе,— угрюмо ответил Правдухин.— На воле дож д ь, на Тверской надрывно играет на разбитой скрипке ка кой-то нищий, а в витрине книжного мага зина так и бьет в глаза плакат: «Отверг женные» (объявление о выходе романа Гю го). Вот я и подумал со всей серьезностью ! что ж е делать нашему брату, о чем писать и на что надеяться? — Надеяться на лучшее всегда надо, и всегда надо верить в то, что нынешние ли тературные неурядицы — преходящи,— от ветила Лидия Николаевна, никогда не те рявшая присутствия духа. — Все преходящ е на свете,— уж е спо койно, д аж е несколько иронически отозвал ся П равдухин.— Р од приходит, и род ух о дит... — А искусство и литература пребывают вовеки,— добавила Сейфуллина. — И это верно,— согласился Правдухин. блеснув глазами сквозь очки. Ликвидация литературных группировок и создание единого Союза Советских П иса телей (1932— 1933 гг.) подняли дух многих литераторов, в том числе и Правдухина: — Теперь можно по-настоящему рабо тать,— оживленно говорил он,— у нас есть своя творческая и профессиональная орга низация, теперь можно будет печататься... Н о «печататься», как хотелось, ему не д о велось: в 1937 году Валерьян Павлович, человек органически советский, оказался арестованным по ложному обвинению, и след его затерялся где-то на севере...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2