Сибирские огни, 1966, №10
еодство: на рубль затрат продукции выпускается всего на 86 копеек. Нет, Ц БК не из тех предприятий, кото рые стремятся придержать резервы, полу чить план полегче. План долж ен быть боль шой, но реальный. П о целлюлозе расчетно-теоретическая мощность комбината на 2— 3 тонны меньше предполагаем ого плана. Г де взять эти лиш ние тонны? План по бумаге даю т 102 тысячи тонн, комбинат просит снизить до 96. В едь за р а нее знают, что типографская бумага не б у дет выполнена. И газетная — не будет! Вм есто 34 тысяч тонн приготовят всего 26—28. З а пять лет ни разу не выполнил ком бинат плана, никто никогда на нем не по лучал премии за работу, никто никогда не разделил 1— 2— 3 места, не испытал свято го удовлетворения, что работа твоя оцене на. И все потому, что планы меняются и не сообразую тся с мощностями. И вот результат перманентного невы полнения — текучесть кадров, н евозм ож ность создать работоспособный, творческий •коллектив. Круг замыкается. Круг зак олдо ванный. — В от так и работаем на энтузиазме! — снова сдерж анно улыбается М азминов.— Впрочем, поговорите с директором, у него, возм ож но, более оптимистический взгляд на вещи,— глаза Мазминова заискрились иро нично и странно затаились. Отчаянный оптимист Д виж ен и е стопорилось. Автобусы, вы ехавш ие сгоряча на трассу, теряли ды ха ние, спотыкались. Крученые, голубовато снежны е облака цеплялись ’за багажники редких машин. Погруженный в снега, на пряж енно застывший город растворялся в белом тумане. — Нет, нет, мы обязательно едем! — ди ректор комбината настаивал.— Только у з наю, как там на лесной бирж е? Говорят, пятьдесят сегодня? В от жмет! Он словно удивлялся, как можно отка заться от удовольствия испробовать себя, свою выдержку на пятидесятиградусном морозе. И вряд ли кто мог догадаться, что ж и вет в груди Василия Кузьмича Гончаренко ж аркая синь украинского неба, когда, д ел о вито поскрипывая по снегу, он отбрасывал воротник шубы на обжигающ ем морозе и влюбленно оглядывал быстрым, уверенным взглядом вписанное в снега огромное, эта ж ей в пять, серое здан ие и с хо д у перечис лял его достоинства: и пол-то, и стены, и ходы -вы ходы — все в этом здании необык новенно, практично, красиво, именно так, как надо ему, Василию Кузьмичу Гончарен ко и комбинату, конечно. Нет, положитель но влюблен, безотчетно влюблен человек! И как всегда в таких случаях, снисходи тельность свидетелей переходит в доверчи вое любопытство и сочувствие. И вот уж е я во все глаза смотрю вокруг, и пол с м ра морной крошкой, и облицовка стен, и соед и нение с преобразовательной подстанцией кажутся мне лучшим достиж ением строи телей. Не сразу понимаю, что колоссальное это здание (20 метров высотой, а длиною почти в полкилометра!» и есть коробка для одной картоноделательной машины, что получил комбинат из-за границы. Одна высота 14 метров, а валик там бу ра, на который будет наматываться картон, весит 3 тонны. Ширина ленты 6 метров, а скорость равна почти автомобильной — 36 километров в час. Не было еще в Сою зе такой машины. Восемьсот тысяч тонн в год тарного картона будет производить фабрика — кар тона, который пойдет на ящики. Пятьдесят пять миллионов ящиков в год! О дну тонну картона получат из 3 кубо метров дровяной древесины, что заменит 15 кубометров первосортного пиломатериа ла (вот когда оправдается: «Мы спасаем лес!»). Александр Федорович К оновалов — ста рый бумажник, сеточник, тридцать пять лет проработавший в промышленности, готовит машину к пуску. Остается совсем немного: закрутится скоро валик, заскользит сетка, неся полуцеллюлозу с оборотной водой. — Скоро? — Коновалов, старый б ум аж ник, смотрит на меня тяжело: — М ож ет, д аж е в 1967 не будет пущена в ход маши на. Еще ничего не припасено для п роизвод ства. Чем ее, дорогую , кормить будем ? Древесной массы, полуцеллюлозы для нее нету. Целлюлозный зав од не спроектиро ван, приемка балланса не решена. Н е зак а заны за границей разные требующиеся у з лы и машины (мельница, промывочная ма шина). Нет их, и нет для них здания. Новые варочные котлы видели? Д олго им еще быть на чистом воздухе: здание надо спроектировать, а потом построить. К огда-то будет! И, к сожалению , не ошибка это, а практика у нас... — Так зачем ж е вы торопите монтаж и радуетесь так усеченным срокам? — Так ведь людей хотя бы подучить. Попробуем на своих остатках — тонн до 150, да из Братска, м ож ет быть, поставлять будут. — Прав К оновалов,— говорит Василий Кузьмич Гончаренко уж е без особой б од р о сти.— В ш естьдесят седьмом, мож ет, только и заработаем на полную мощность. Тылы не обеспечены. Мы забираем ся в газик, и он везет нас в город, где в технологическом, бывшем л ес ном, институте защищают сегодня дипломы будущ ие бумажники, а Василий Кузьмич — председатель Государственной экзам енаци онной комиссии. На минуту представляется, что комбинат вытягивается еще в одн у сторону — до са
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2