Сибирские огни, 1966, №10

чую , принимают машинные бассейны, а от них — «композиторы». «Композиторы!» Ж рецы -чудодеи б ум аж ­ ного храма. Это они — составители компо­ зиций газетной, типографской и прочей б у ­ маги. Умные машины. Им известно, сколь­ ко пустить в писчую беленой массы целлю ­ лозы, сколько древесной массы. Им извест­ но, что в газетную следует выдать 75 про­ центов древесной массы, а целлюлозы — 25. Н еподкупная вертушка отмеряет строго. Смешанные композиции отправляются на бумагоделательны е машины. Одна готовит типографскую и газетную бумагу, вторая только газетную , третья — писчую № 1 для ученических тетрадей. Б умагоделательная машина — главный идол, которому молится фабрика и весь комбинат и котором у писателям просто по­ л ож ен о поклониться. Это она переваривает разж еванную массу и преподносит нам го­ товы е рулоны бумаги. Длинный огромный цех кажется не­ сколько пустынным — так редки тут рабо­ чие. Почти из конца в конец разлеглась о н а — ее разм ах и вальяжность гипноти­ зи рует всякого, перед способностью ее не­ меют люди, а бригадир и те немногие ра­ бочие, которые все время на стреме (чтобы не допустить обрывов, все части машины должны работать одинаково, поспевать друг за д р угом )— они, видно, и вовсе потеряли д а р речи: стоят в сторонке и объясняю тся знаками, словно глухонемые. Д а , тут есть чему подивиться. И з напор­ ного ящика-тамбура — мокрая м асса ров­ ным слоем стремительно движ ется на ши­ роченном сетчатом лотке к огромным ци­ линдрам в часть прессовую , куда попадает уж е обезвож енная, а оттуда — в сушильную часть. Непрерывное, непрерывное, непрерыв­ ное движ енье со скоростью 220 метров в минуту — проектные мощности должны оп­ равдываться: пятнадцать тысяч триста тонн общ ей бумаги в год, двенадцать с полови­ ной тысяч писчей номер 1 (для ребят и сту­ дентов) ! З аж а т ая м еж ду валами, бумага оберты ­ вается вкруг них, изворачивается, вывора­ чивается и вырывается на св ободу уж е тон­ кая, сухая, прочная и гордая своей белиз­ ной. Н о не тут-то было. Ее раз — и сунут на суперколандр для приобретения лоска. Те- перь-то уж полный ажур! Едва народившись, бум ага подчиняет себ е все, захватив обширные плацдармы. Рулоны , рулоны, простынями обрывки,— лю ди обхаж иваю т ее, убл аж аю т — здесь их значительно больше. Девушки ловко помо­ гают зеленым станкам резать белые рулоны, запаковывать их. «Видели ли вы, как делаю тся тетради? Нет, вы не видели, как делаю тся тетради!»— Мне почему-то хотелось выкрикивать эти слова, когда попала в яркий цех, выкра­ шенный в розовые, ж елты е, голубые тона, словно обложки тетрадей, что штабелями вырастали в конце его. Удивительная, какой-то детской окраски радость билась во мне, когда, разинув рот, стояла перед линовально-тетрадным агрега­ том (Л Т А ). Милые, такие родные, такие давнишние знакомые из страны детства — фиолетовые клеточки, линеечки (господи, д а ж е косые!) возникали на той самой, ука­ танной было в рулоны бумаге и тут ж е на глазах укладывались в тетрадки. Есть на свете вещи, незыблемость кото­ рых, так сказать, таинственное сущ ествова­ ние от сотворения мира которых не п од­ вергается сомнению. Такой вещью для меня, как обнаружилось, оказались эти клеточки и линеечки. Честное слово, их появление на свет было большей эврикой, чем, скажем , сам процесс переработки пихты (я как-то предполагала, что дерево проходит нелег­ кий путь п реж де, чем станет бум агой ). Во всяком случае, меня на миг отброси­ ло на много лет назад, в ту далекую стра­ ну — настолько наивен и патетичен был коэффициент благодарности, с какой я смотрела на агрегат, способный нахлопать д о 50 миллионов тетрадок в год. Таких агрегатов в цехе — восемь, значит, 400 миллионов тетрадей! Р-р — сшита, р-р — сшита,— только отскакивали они ря­ дом из ловких рук работниц. И так — 400 миллионов в год! И тем более была я согласна с лозунгом на стене: «Для детей стыдно делать плохо»... Как я была с ними со всеми согласна! Слово, способное вытягиваться Д ол го еще х о ж у я по светлому, ярко освещ енному зал у над цехом ширпотреба — белизна его множится от белизны штабелей, м еж ду которыми пробираюсь. Вот она — ж еланная, запакованная в аккуратные пач­ ки, которую я, мои товарищи, знакомые й незнакомые писатели и журналисты увидят завтра на своих столах. Как много бы мне здесь пригодилось, пришлось бы По душ е. Я пишу вот на таких ровных гладких ли­ стах, и в толстых клеенчатых тетрадях, и в блокнотах, и д а ж е те пачечки искусно обрезанных листиков «Для зам еток» весьма соблазнительны. (Однако у них здесь ни клочка не пропадает!). А у ж что говорить о карманных записных книжках? — В се это заполонило, загрузило зал, д ож и дая сь сво­ ей очереди к отправке. Ассортимент весьма разнообразен. Ком­ бинату предлагают ещ е выпускать бум агу для иллюстрированных еж енедельников. Особенно настаивает издательство «Правда». И на комбинате рож дается новый супер­ коландр (тот самый мастер л оск а). То есть он уж е родился. И д а ж е крестины состоя­ лись: выработана опытная партия и отправ­ лена на испытание. Осведомленность моя растет прямо про­ порционально бегу часовой стрелки. И опять мои гениальные способности н? при чем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2