Сибирские огни, 1966, №9
Разговор этот закончился тем, что Авдей Захарович дал слово подзаняться с ребятами, «узясти их в оборот». И вот прикатил на длин ношерстной лошадке. Ребята повыскакивали на улицу, кто в чем,— рады Авдею Захаровичу. А Махнев строг и неприступен, гаркнул на тех, кто к коню полез, пальцем погрозил, велел мешок в дом занести. В меш ке забрякало , з а с т у ч а л о— инструменты,— догадались ребята. Махнев приказал откатить биллиард с середины коридора, брезгли во отшвырнул толстые обломки киев: — И не совестно такими поленьями играть? Руки-те где у вас? Кто коня пойдет распрягать? Само собой, к саням его надо поставить, чтоб сено ел. Трое парней ринулись распрягать коня, давай дугу выдергивать. Шатать ее давай. Дуга шатается, конь шатается, но ничего не выпря гается Тогда еще пятеро парней на выручку пришли — и тоже безо вся кого сдвига. Махнев инструмент выкладывал на стол и глазом в окно косил. Не выдержав, засеменил на улицу и сам молча, внушаюше дернул за ре мешок внизу хомута — супонью называется, и вся сбруя, ровно бы с об легчением вздохнув, сразу расслабла. Конь, покорно стоявший, тоже облегченно вздохнул и пошевелил хвостом. В три минуты распряг Мах нев коня, приставил его к саням головою, набросил на спину коню тело грейку и прикрикнул на онемевших от восторга парней: — Деньги с кассы узясти — это у вас само собой, а вог чтоб дело простое справить — тут вас нету!.. — Подумаешь, конь! Мы на машинах будем! Нам разум дал сталь ные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор! — И где этот пламенный умник?! — вскинулся на голос дяденька Махнев. Но ребята затопали и, чтобы подразнить старика, нахально з а пели припев- «Все выше, и выше, и выше, и вот уж коленки видать...» А в коридоре ребята тем временем расхватывали фуганки с золо тистыми, блестящими колодками, напарьи, стамески, ножовки. На столе бобылем остался молоток. Хитровато улыбавшийся Махнев покуривал трубочку с кривым мундштуком и ничего не говорил. Покурив, он выколотил трубочку о подоконник, сунул ее в кисет и попросил принести кирпич. Кирпич ребята принесли из кухни, ожидая новой затеи. И не обма нулись. Махнев взял молоток, одним махом развалил кирпич надвое, вы нул из кармана пару гвоздей и велел вбить их кирпичом в стену. Гвоз ди. ка к на грех, попались тонкие, загибались от кирпича. Махнев был терпелив. Почти все ребята, и даже девчонки, поколо тили по гвоздям, и чем дальше, тем хуже шло дело — гвозди гнулись в три-четыпе колена. Авдей Захарович взял со стола молоток, выпрямил один гвоздь и в три удара вогнал его по шляпку в стену. — Так какой, выходит, главный инструмент? — Молото-о-ок! — Само собой. С молотка начинается любая работа. А вы его оста вили без внимания. То-то. И все-таки молоток — инструмент не само- главнейший. Есть всем инструментам инструмент. Кто он такой? — Шерхебель! — с трудом выговорила Маруська Черепанова. — Г ал т ел ь !— вспомнил еще более мудрое название Борька клин- голова. — Сам-то ты галдель! — срезал Авдей Захарович Борьку клин-го лову, памятливого парнишку.— Ты погляди на нее, на галдель-те. Вся у ей полировка новая, нестертая, значит, употребляется она редко. Ж е лобки ею наводят, фазки иной раз снимают и прочее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2