Сибирские огни, 1966, №9
продукцию. А покамест домой. Сегодняшний упряг худо ли бедно ли сделали. Начало есть! А начало — всему венчало. Нарту поставили в дровяник, резво катнулись по крашеному полу коридора на стылых валенках — и в столовку. Холоду нанесли с собой, шуму полную столовку. Тут же на стулья покидали шапки, телогрей к и — и замелькали ложки. Тетя Уля домой не ушла, кормит ребят, лю буется ими исподтишка, борща оставила от обеда и гречневой каши, д а еще чаю горячего, сухариков к чаю д ала и молока сгущенного. Это уж сверх всего, как ударникам. Все смолотили ребята. В сон потянуло. Но еще надо уроки делать. Ох, уж эти уроки! Пропали бы они пропадом! А делать надо. В другой ра з и плюнули бы, как-нибудь выкрутились бы. Сейчас умирай, но домашнее з адание выполняй. Иначе дадут взбучку и не отпустят на работу. Сошлись в красном уголке. Лица горят от ветра. Посторонний н а род из красного уголка выдворили. Остались Н а т ашк а и Аркашка. Толя проверил у Аркашки тетради, посмотрел дневник и почесал затылок: «Мне бы так!» Наташке дал обертку от конфеты «Мишка на севере», найденную у театра. Она довольнехонька, фантик из «Мишки» свертывает. Толя полистал литературу. Задание: пересказать своими словами содержание поэмы Лермонтова «Мцыри». — Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти сп ас ...— пробормотал Толя и посчитал, что этих строчек достаточно. Д а л ьш е уж как-нибудь само собой расскажется: «Свободолюбивый образ, дитя гор», «Проклятое время, когда царил мрак, суеверие, страшный з а кон...», «Но люди согревались мечтами о свободе...» Главное, насчет мечты не забыть, все, мол, мечты исполняются в наше время, и сказка стала былью. Это учителя очень д аж е любят, когда своими словами. С литературой покончено. Д л я Толи литература — пустяк. А вот с алгеброй и с геометрией хуже, тут насчет мечты не загнешь. Решай з а дачу и еще доказывай — правильно ли решил ее, подлую. Не д о к а жешь — пеняй на себя и на «Изжогу». З а в тр а опять ему придется спи сывать по алгебре и физике у тех, кто хорошо учится по этим предметам и плохо по русскому языку и литературе. Взаимовыручка — главный конь в учебе. Без него никуда не уедешь. Полистал, почеркал Толя кое-что, вызубрил одну формулу по фи зике — на всякий случай — «Изжоги» он побаивался. И подался з свою комнату — книжечку почитывать. Женька и Мишка остались, хму рят лбы, пыхтят. В коридоре шло состязание на биллиарде. Трое или четверо м а ль чишек сидели уже под столом и кукарекали. Вокруг биллиарда ковы лял Паралитик и натыривался на ребят, пытаясь сыграть без очереди. Ребята не обращали на него внимания. Толя попер на Паралитика грудью: — Ты, чувырло, цыть с глаз, пока я тебя не доделал! — Кто? — Я! — Ты.? — Я! Они стоят, поталкивая друг друга плечом. Ребята перестали щел кать шарами на биллиарде, посматривают. Те, что под столом, откука- рекались У Паралитика спеклись и потрескались губы. Под глазами черно. Лицо еще больше пожелтело и усохло. Должно быть, занемог после
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2