Сибирские огни, 1966, №9

МИХАИЛ АНДРАША Мне понравился этот парнишка. Он скромен. Молчит и почтительно ж дет, когда я начну разговор. Сидит пере­ до мной, положив локоть на край моего стола, преданно смотрит на меня. У него хорошее лицо, сообразительные глаза. К а­ ж ется, в его характере неприятных мне чер­ точек нет. У меня с ним что-то общее. Мо­ ж ет быть, судьба у нас одинаковая? Несколько лет назад я так ж е. как этот парнишка, сидел перед Ним, так ж е поло­ ж ив локоть на краешек его большого сто­ ла. З а день перед этим Он приехал к нам на стройучасток посмотреть, как строится жилой дом ответработников. Он говорил со мною о кирпичах, спросил, когда я закон­ чил вечернюю школу, и предложил при­ ехать к нему. И я поехал и долго сидел у него кабинете. Я почему-то ему подхо­ дил. Он посадил меня в отдельной комнате, рядом со своей приемной. Н а дверях моего кабинета повесили табличку — «Помощ ­ ник», предмет моей гордости, моего любо­ вания, пока я не привык к ней. В двадцать три года работать рука об руку с таким че­ ловеком! Прийти от кирпичной кладки пря­ мо в кабинет с двумя телефонами, пересту­ пив сразу десяток маршей, по которым все еще взбирались мои одноклассники и одно­ годки. Я приступил к своим обязанностям, не имея о них ни малейшего понятия. Уже на следующий день после моего по­ селения в кабинете Он позвал меня к себе. Я долж ен был сосчитать в уме, сколько бу­ дет, если семьдесят семь перемножить на семьдесят семь. Д ля меня это были сушие пустяки. Он записал на бум ажке результат и сверил со своим. Все совпало. Он похва­ лил меня за оперативность Н азавтра пору­ чил выучить наизусть правила произноше­ ния слов «средства» и «кворум». Это ему нужно было для выступления. Я быстро освежил в памяти школьные правила. В со­ ответствии с ними мы поставили ударения в тексте речи. Он снова был доволен моей исполни­ тельностью и дал новое поручение: начать читать роман «Секретарь профкома». Он хотел иметь о книге Анисима Петухова собственное мнение. В те горячие дни перестройки двери н а­ шего здания не закрывались, дел было много. К тому ж е Он привык при чтении шевелить губами, а шевеля губами, никогда не успеешь познакомиться с новинками ху­ дожественной литературы. Я приезж ал за два часа до рабочего дня. Он меня уже ж дал. Когда я переска- зывал ему прочитанное, Он волновался, хо­ дил по кабинету, много курил. Я тоже брал сигарету и закуривал для видимости. Г ла­ ва за главою — и я обнаруживал, что на­ чинаю глубоко затягиваться. Однако это вовсе не означает, что чтение худож ествен­ ных произведений приводит к курению. Нет. Точно так же привычка пить коньяк не является следствием изучения основ ки­ бернетики. Д о того, как Он попросил меня изучить одну научно-популярную книжку про счет­ но-решающие устройства, я вообще в рот не брал спиртного. Но по вечерам, переска­ зы вая ему содерж ание этой книжки и по­ пивая коньяк, я втянулся. С лава богу, у меня хватает воли не пить, ко 1 да я вижу на книжном прилавке что-нибудь о счетно­ решающих устройствах. Заучивая правила ударения, считая в уме. штудируя романы и повести, научно- популярную литературу, словом, знакомясь с различными отраслями науки, техники и литературы , я необыкновенно расширил свой кругозор. Ведь Он, в силу своих обя­ занностей встречался с самыми различны ­ ми людьми, и мне нужно было тщательно готовиться к каждой встрече. З а три года работы с ним я смог легко закончить уни­ верситет, сдать экзамены и поступить в з а ­ очную аспирантуру. Всю ж изнь я буду благодарен ему. Это видное место, этот кабине!, в кото­ ром сейчас сидит один из трех соген моих подчиненных — мой избранник — все это дал мне Он. «Слушайте меня внимательно,— говорю я своему избраннику,— вы хороший п ар­ нишка. Вы мне по душе. Я посылаю вас к одному человеку, который может вам мно­ гое дать. Я посылаю вас, потому что верю в ваши способности. Возле него вы набере­ тесь энциклопедических знаний, .-можете закончить вуз и, если хотите поступите в аспирантуру. Помните, что. работая с ним, вы смож ете стать серьезным ученым. Ж е ­ лаю вам удачи!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2