Сибирские огни, 1966, №9

и создают колорит старины, непреходящей связи столетий. Не только историческая тематика при­ влекает автора «России» Он грустит и о прошедшей молодое! и, восторгается род­ ным Алтаем, рассказывает о своих совре­ менниках. И здесь поэта иногда подстере­ гают неудачи, ему недостает в ряде стихов больших обобщений, серьезных раздумий. Он как бы избегает их. боясь риторики и резонерства. Д ум ав!ся, эта «болезнь» ро­ ста, становления молодого автора пройдет без особых «воздействий» и подталкиваний со стороны. Порукой тому — лучшие стихи сборника «Россия». D. С и и е н н о « Л Е Д Я Н О Е Н Е Б О » О п о в е с т и «Л едяное небо» В ладислав ‘-'Н и к о л а е в 1 не oi раничивается анали­ зом противоречивой психологии своего главного героя — капитана рыболовного сейнера Ермакова. Рисуя этапы падения че­ ловека. лишенного большого идейного про­ тивовеса неблагоприятным житейским и производственным обстоятельством, писа­ тель вскрывает и общественные противоре­ чия. Ярким и сложным человеком входит в повесть капитан Ермаков. Мужественное удивительно сочетается мальчишеским в его облике, жизненная цепкость — с уверен­ ной силой, удачливость и азарт — с трудо­ любием Но столь поэтичные краски тускне­ ют по мере познания характера персонажа. Внешне он — герой, запевала у началь­ ства на лучшем счету, среди рыбаков по­ пулярен, а по сути своей расчетлив, равно­ душен, жесток. П и са 1 ель счастливо избе­ ж ал упрощений. Вроде и не все за!у,блено в Ермакове, жива душа. Волнует его и вы ­ ход на промысел, и «дождичек в день ухо­ да, и разговоры о нем. и гудки и ракеты», и море. Волнует и работа, в которой «вся его напряж енная поза, раскрасневшееся ли­ цо, и глаза с желтыми разбойными крапин­ ками выраж али сосредоточенность, азарт, вдохновение». Но в ж адности к работе, кроме привычки и артистического умения работать, немало от честолюбия, ж аж ды славы , примитивного денежного расчета. Власть над людьми постепенно превращ ает уверенную силу в самодовольство, созна­ ние, что за ним в работе не всякий угонит­ ся, оборачивается презрением к товарищ ам. ' В л . Н и к о л а е в . Ледяное небо. Сверд­ ловск, Средне-Уральское кн. изд., 1965, Активист и умник, передовик производст­ ва и застрельщик соревнования предстает в итоге человеком отсталого сознания и стяж ательских инстинктов. В повести ставится вопрос, как у чело­ века, сформированного всем строем нашей жизни, возникла древняя теория героя и толпы, «философия» презрения к людям, по которой «в любом деле все зависит от ру­ ководителя, вож ака. Массы на что угодно можно повести, все из них можно вы­ ж а т ь — только прояви волю и характер ру­ ководителя». Идейно-художественным яд ­ ром произведения является сцена заклю че­ ния соцсоревнования, в которой главная роль принадлежит начальнику салехард­ ской базы Воронину. Именно он, «хозяин, крепкий и властный, умеющий подчинять себе людей», навязы вает коллективу двух лучших сейнеров, выполнявших по второму плану лова рыбы, повышенные обязатель­ ства. И хотя люди заговорили: «Тяжело!», «Это день и ночь надо тянуть лямку!», к а­ питан пробормотал робко: «А я что? Я ни­ чего... Если вы так считаете, то дам». Н е люди берут и обсуждаю т обязательства, их навязы ваю т сверху. Эпизодический образ Воронина вырастает в силу, сосредоточив­ шую в себе антидемократические формы управления людьми, сложившиеся в годы культа личности. Принцип соцсоревнования извращ ается. Не человек, а план становит­ ся центром организации и управления тру­ да. План — бог, план — молох. В ж ертву ему приносятся люди. Н ачальство на все проступки Ерм акова смотрит сквозь пальцы, лишь бы выполнял план. И что людьми по­ мыкает, как хочет, меняет одну бригаду за другой, и в море выходит без радиста,— все оказывается несущественным перед ли­ цом плана. В ж ертву ему приносятся ры ба­ ки, матросы, он же искалечил, поглотил и самого Ермакова. Поощрение рваческих настроений под видом развертывания соц­ соревнования привело к утрате человече­ ского в Ермакове, к очерствлению души, к нравственной гибели героя, который «изра­ ботался, загнал себя, как старую клячу». Но страсть и горячность этой стихийной натуры д ерж ат нас в плену до конца пове­ сти. Что-то сдвинулось в душе героя перед смертью. Полны значения слова, сказанные им в ответ на реплику механика, что люди на севере живут и работают только из-за рубля. Ермаков прохрипел: «Хоть ты и правду говоришь, но все врешь». Ж изнь в е­ ла героя разными дорогами. Он выбрал уз­ кую и несложную, на которой и растратил себя по мелочам. «Л едяное небо» — проза плотная, четко и строго организованная. Повесть начина­ ется последним приступом болезни капита­ на, кончается его смертью, а м еж ду ними уместилась человеческая жизнь. Многозна­ чителен образ «рыжей лисы», открывающий произведение. Содерж ание его не сводится к болезни тела — язве ж елудка, погубив­ шей человека. «Рыж ая лиса» — это язва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2