Сибирские огни, 1966, №9
воря,_ не требует никакой квалификации». Об этом и тревога в романе Д остян а1. В воспитании люди чаще всего руковод ствуются примитивнейшим принципом: вы растить детей похожими на них самих. И очень часто это удается. Т ак передаются недостатки, так создаю т ся ничтожества. Славкина мать с презрением пустого, мелкого человека смотрит на окружающих. Д л я нее все в о к р у г— паразиты, сволочи, негодяи. Из ее С лавки мог бы получиться вели колепнейший человек, но он уж е смотрит на мир глазами матери. Он лупит мальчи шек во дворе только за то, что они веж ливые. Он не верит ни одному слову това рищей, да и не нужны ему товарищи. Ему нуж на орущ ая толпа. Он не переносит ти шины. Она нужна тем, кто дум ает, а его не учили думать. В другой семье бабуш ка Виктория пы тается воспитывать внуков в духе старо модных либерально-чувствительных идеа лов, однако у детей возникает только от вращ ение к этим идеалам и к прописным истинам, которые она слишком легко пов торяет. Здесь много печальных детских судеб. Мучительно раздумы ваю т дети, как быть, с кем идти, держ аться ли родительских истин. Ведь перед ними есть и другие примеры. Рядом с ними ребята, которые живут как- то иначе, красивее, лучше. Ричи Д остян — большой художник. В его романе много великолепных сцен, порт ретов, ярких картин. В то ж е время он — глубокий, серьезный и, главное оригиналь ный мыслитель «Самое большое зло, которое можно сделать человеку,— это лишить его верно го представления о себе. М ежду прочим, этим и страшны близкие люди. Не важно, «воспитывают» ли они, подчиняют или уг нетаю т,— важ но го, что с годами человек привыкает дум ать о себе так, как думают о нем! А это делает его беззащитным, ко нечно, до тех пор, пока он не взбунтовался. Ну, а раз взбунтовался — значит, враж да: бессмысленная, ж естокая, бесконечная... А все по глупости. Все потому, что поду м ать лень: враж дую т ведь не столько лю ди, сколько их представления друг о друге». Здесь есть н ад чем подумать. Ведь это о нас, родителях, сказано, что мы бываем страшны своей любовью к детям, что мы иногда вынуждаем их взбунтоваться против нас ж е самих. Умную вешь написал Ричи Достян. Она заставляет с тревогой присмотреть ся и к своим детям и прежде всего к самим себе. • Р и ч и Д о с т я н , Тревога. Роман. «Звез да», 1966. № 1. А. Ч е р н ы ш е в З Д Е С Ь Р У С С К И Й Д У Х . . . ф т к р о й т е тоненькую книжечку Л еонида ^ М ерзликина1 и на вас сразу пахнет знакомой стариной, древней Русью Той с а мой, где «на неведомых дорож ках следы невиданных зв е р ей ..» Она овеяна сказоч ной романтикой, в ней чувствуется бунтар ская закваска. Такова Россия Л . Мерзли- кина... Вот «историческая картинка»: В своем дому сидел палач, сидел палач, жевал калач, жевал калач, в окно глядел, а где-то колокол гудел... Интонационная неторопливость, повто ры как-то незаметно, исподволь создаю т в нашем воображении картину этакой обстоя тельности. степенности всего домашнего уклада и характера палача: Икнул натяжно, как спьяна, жену окликнул: «Эй, жена, испить подай-ка»,— Вновь икнул, косоворотку расстегнул. Автор рассказы вает подробно, он как бы «при сем присутствует». Отсюда — конкрет ность повествования, живость и достовер ность деталей, помогающих увидеть за крепкосколоченным, надежным быгом па лача развороченное!! эпохи: рыщут хищ ные опричники, летят боярские головы. Об этом упоминается мимоходом, вскользь Но тем самым в стихотворение привносится элемент социальности, открываются истоки семейного благополучия палачей И все э т о — в двадцати строках. Л , Мерзликин умеет «малыми средства ми» создать яркий и запоминающийся об раз. Например, в стихотворении «Агроном»: Прибились гуси к вымокшему тыну, как первый снег, что выпал невзначай. А посмотрите, как говорит автор о мед веде: Лопатки старые сутуля он брел в берлогу подыхать. З а этими старыми лопатками встает вся трудная и долгая жизнь свойственная только человеку, да и в облике, в походке видится что-то человеческое. Таких находок в сборнике много. Они делают стихи мускулис!ыми ладными ста тью, одетыми в национальную одежду. Л . Мерзликин отыскивает емкие, самобы т ные слова и вы раж енья: «с нодкряхгом», «кухтолапый», «шибалов» и т. д. Именно они • Л е о н и д М е р з л и к и н . Россия.., Сти хи. Барнаул. Алт. кн. изд., 1965.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2