Сибирские огни, 1966, №9
жизненный опы т писателя, видно, что ему дорого, а что он не любит, против чего бо- рется. Е два ли не лучш ая глава посвящена се зонным рабочим. Не торопясь рассказы вает писатель, кто и почему идет в сезонники, говорит о быте людей, о том, насколько м ало еще приспособлена ж изнь на Северных Курилах, чтобы посылать туда молодень ких девуш ек из К азани или С аратова. Нет, писатель не за то ратует, чтобы молодежь вы растала в тепличных условиях, но хочет, чтобы м олодость берегли, реально предста вляя себе, где, скаж ем , могут возникнуть новые семьи, а где и неизбежны трагедии. Одна человеческая судьба, другая, третья. Размыш ления парторга, разговор с началь ником траулерного флота, глубокие обиды молодых москвичек,— и вот вместе с писа телем приходиш ь к выводу, что набор се зонников — явление, которое «изжило себя и противопоказано нашему обществу». Автор с такой страстью говорит об этом, что д е лает вас своим союзником в борьбе против сезонничества. Он приводит следующее са м оразоблачение одного горе-хозяйственни ка: «Береговые моряки!., им подавай квар тиры с теплыми уборными, да детские са дики, д а культуру, да развлечения... Нас вполне устраиваю т неквалифицированные, зато и не требовательные девчата... О пла тим им проезд туда и обратно дадим под з а р а б о т а т ь— и все!» Что и говорить, точка зрения, при которой меньше всего думаю т о четовеке, то ж е «всесилие в а /а » , о кото ром писал и автор «Русской пшеницы». В. К анторовича прежде игего интересу ет моральная сторона дела, он видит, что подход к сезонникам не учитывает потреб ностей людей, что бесперспективно хозяй ствование, которое гонится только за се годняшним планом. Автор пишет и об эко номической стороне дела. И что же? О казы вается и для дела сезонники невыгодны. Они не могут решить кардинальных вопро сов, встающих перед С ахалином , Дальним Востоком и Заполярьем .. П исатель видит проблемы острова, ви дит ею поля и бесконечные цепи гор, но, пож алуй, внимательнее всего всматривается он в людей Их очень много в книге. Одни названы полной своей фамилией, другие по тем или иным причинам имеют одно лишь имя. Но за каждым именем — судьба и к а кие-то приметы времени. В Канторович рассказы вает о людях плохих и хороших, и к аж д ая такая зарисовка, очерк о человеке написаны по-разному. Одни как. например, главка об Электроне Петровиче носят гко рее ьсего ф еш егонны й x a p a K i e p — эдакий тип потребителя выведен здесь. А вот об И ване Никитине — тож е не герое нашего времени — говорится совсем по-другому. С сож алением , что человек в погоне за вы годой. за тем, как бы легче заработать, стал «ш атуном» предлагает свои рабочие руки, а похож на кустаря-одиночку, который «подолгу ж дет «выгодного» покупателя, го тов за ним ходить из района в район,— словом семь верст отмерить, чтобы киселя похлебать, а кисель-то оказы вается на по верку совсем не сладкий»... Критический элемент в книге силен, а в тор вовсе не склонен «чуть ли не в к а ж дой главе дозировать «свет» и «тени». Тем ценнее его рассказы о подлинных хозяевах С ахалина. Очеркист — человек общ итель ный, с м андатом , а чащ е без м ан дата, знакомится он с сахалинцами. В здеш них небыстрых поездах, на погранзаставе, в ры бацкой и нефтяной Охе. Интересной о к а зал ась встреча с секретарем Охинского горкома Алексеем Семеновичем Протченко, который согласен признать, что О ха усту пает трем городам — Москве, Л енинграду и Киеву. «Всех ж е остальных городов Оха лучше, краше». П равда, рассказ этот не сколько суховат, автор как бы не реш ается д ать голос своему герою, он больше описы вает его действия. П ересказы вает его жизнь. И все ж е характер Протченко виден чи та телю. Однако этот описательный метод уж е в следующей главке — о летчике Грачеве — приводит к явной неудаче. Эпизод волную щий, но написано все ж е неинтересно. Пе ред нами скорее газетная корреспонденция, чем писательская работа. «Грачев не укло няется от поручений», «Грачев без особой нужды не рискует» и т. д. П охож е, что а в тор знает хорошо Протченко, а вот о Г ра чеве сам прочитал в газетах. Видимо, по чувствовав неудачу, следующий п ор трет—• депутата Прасковьи Петровны Щупкиной — В. К анторович дает уж е совсем по иному. Он «записал кое-что из рассказа Щ уп киной». И этот живой голос, инто нация рассказчицы все преображ аю т. П еред нами встает судьба старой ж ен щины, которая как будто бы прожила не сколько жизней И в свои восемьдесят мо ж ет сказать: «Еще один подарочек готовлю охинпам. Д о времени секрет. Оклемаюсь, с силой соберусь — тогда увичят: есть со весть у Паши Щупкиной, добро помнит...» Н ем ало в «Сахалинских тетрадях» стр а ниц, которые посвящены писательской пуб лицистике в широком смысле. Капитан сейнера в присутствии некой дамы «район ного масш таба» рассказы вает автору о дур ных порядках на северных рыбных базах. И з-за этих самых порядков погибает порой ценная рыба. Пока разгрузят, пока при мут, пока за с о л я т— кое-что и за борт ле тит. Капитан, конечно, говорил с негодова нием, но слуш ательница его «металлическим голосом отчитала капитана как клеветника, хотя именно он был очевидцем, участником лова на Северных Курилах, а она жила в это время в своем тихом городке». Когда попробовал вставить слово литератор — он тут ж е получип решительный отпор: «Не ваш а забота! Д ля этого в рыбной про мышленности руководители поставлены». Удивительная точка зрения! Д а что там районная дам а, если капитан сейнера и его жена учительница, которые только что бы ли с писателем, так сказать, в одном л аге ре, стали отговаривать его от поездки на Курилы «Учительница,— пишет В К анто рович,— боялась, что писатель пош атнется.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2