Сибирские огни, 1966, №9
ным». Рассказчику в «Зосе» всего лишь де вятнадцать лет, он собственно еще маль чишка, мечтательный и во многом несмыш леный, как замечает теперь, спустя много лет, автор. Но этому мальчишке приходи лось исполнять обязанности начальника штаба целого батальона, он научился от лично стрелять и в бою, когда мог, всегда сам брался за пулемет. Тонкость рассказа как раз в этом несоответствии ранней воин ской опытности, опаленности, уже успевшей закалить героя, и мальчишеской робости, неискушенности его чувства. То и другое соединяется в одной натуре, как связка гранат и томик Есенина в одной сумке. Т а кое соединение противоположных овойств в одной личности могла дать только война. В. Богомолову не дает покоя это несоот ветствие. В рассказе «Иван» он показал, как силою обстоятельств человек превра щ ается в сурового воина, если даж е ему от роду только двенадцать лет. В «Зосе» мысль рассказчика движ ется встречным маршрутом. Война не может выжечь в ду ше человека то, что ему свойственно по природе. Ж естокость обстоятельств не мо жет убить нежности, чистоты чувств, по требности в счастье, которыми, несмотря ни на что, живет юность. Много дум я в тишине продумал. Много песен про себя сложил И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Эти есенинские строки близки герою «Зо ей» своей лиричеокой искренностью. Он не только чувствует, но в известном смысле живет по Есенину — непосредственно и правдиво. Когда их обескровленный, измо танный тяжелыми наступательными м арш а ми батальон внезапно вывели из боя и раз местили в тихой польской деревушке, когда человек выспался, проснувшись лишь на вторые сутки, когда он ощутил покой и кра соту погожего летнего дня, хрустальную прозрачность реки, глубокую синеву неба, когда он, точно впервые, увидел этот мир,— он воспринял его, как поэт, хотя не скла дывал сам стихов, а довольствовался чу жими. Подлинно поэтическое восприятие никогда не обманывает. Через много лет оно вернулось в рассказ В. Богомолова обогащенным. Его вызвало знакомство с юной полькой Зосей — истинной героиней лирического сюжета. Своенравный, порывистый характер де вушки создается сочетанием точных порт ретных штрихов и психологических подроб ностей, открывается с разных сторон и по степенно обретает полную пластичность, яс ность истинно художественного образа. В памяти рассказчика, так и не рискнув шего сказать Зосе о своей любви, все пере житое оставило сильный и добрый след, к а кой сохраняет в душе лишь большое, вы сокое чувство. «Сколько раз за эти годы я вспоминал ее, и всегда она заслоняла дру гих... Теперь она, наверное, уж е не та, должно быть, совсем не такая, какой оста лась в моей памяти, но представить ее се бе иной, повзрослевшей, я не могу, да и не желаю. И по сей день меня не покидает ощущение, что я и в самом деле что-то тогда проспал, что в моей жизни и впрямь — по какой-то случайности — не со стоялось что-то, очень важное, большое и неповторимое...» В жизни молодых героев В. Богомоло ва и впрямь что-то не состоялось, но не по какой-то случайности, а из-за условий и обстоятельств войны. Именно в этих обстоя тельствах В. Богомолов впервые открыл для себя человека, и собственной темой его рас сказов является не столько война, сколько утраченное на войне детство, оборванное материнство, неосуществившаяся любовь. Эти трагические мотивы последовательно развернуты в «Иване», «Первой любви» и «Зосе» — своего рода звеньях единой лири ческой повести о невернувшихся героях, о неосуществленных человеческих возможно стях. *** Рассказы А. Платонова, А. Твардовско го, М. Шолохова, Л. Волынского, Э. К аза кевича, В. Богомолова... Опыт нескольких поколений заключен в произведениях этого ряда. Взятые не порознь, а в общей исто рической перспективе, они даю т отчетливое представление об одной из важнейших ли ний развития русского рассказа Их сбли ж ает не индивидуальная стилистика, а объ ективная проблематика,— рассмотрение наи более сложных узлов человеческой жизни, затянутых в эпоху второй мировой войны. Трагедия войны осознана и оценена в них прежде всего как трагедия человека, обще ственная и личная. Она прослежена с самых разных сторон, в многосложных обстоя тельствах фронта и тыла, с точки зрения людей противоположных положений и воз растов. Успех фильмов «Судьба человека», «Вступление», «Иваново детство» во многом объясняется качественно новыми чертами новеллистической прозы, положенной в их основу. Высшие достижения русской новел листики последнего десятилетия, ее углуб ленный реализм и гуманистический па фос продвинули вперед все советское искус ство. На пути к широкому художественному синтезу современный рассказ уже сделал решающие шаги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2