Сибирские огни, 1966, №9
часто дум ал. Наверно, они правильные. О д нако, всяко бывает»,— рассуждает вслух Андрей Слепцов. И далее он вы сказывается в том духе, что даж е хороший человек на войне привыкает к мысли, что все трын- трава, один конец и потому все можно, все разреш ается. «Вот человек и приучается ничего не це нить. Д аж е хороший человек. А плохой, тот и вовсе сатанеет... Нет, война человека портит, потому после нее у нас стало боль ше воровства всякого, нечестности всякой. Это к слову сказать. А вообще-то, ко нечно, дело темное...» Понимание нравственных законов войны и их роли в жизни человека было в высокой степени свойственно Э. Казакевичу. Писа тель сознавал, что эти законы меньше всего поддаю тся линейному исчислению. Он знал цену и хорошему и дурному, что оставляла война в человеческих душах. П ам ять о прошлом, о погибших выступает у Э. К а закевича как своеобразный нравственно героический фон, на котором лучше виден нынешний мирный день живых героев рас сказа. Праведный суд над настоящим ве дется с высокой моральной позиции, кото рая была завоевана советскими людьми це ною великих жертв Прошлое включено в концепцию современности как неотъемлемая ее часть. В мудрой композиции рассказа, в соотношении всех его фигур сошлось мно гое, что всегда было дорого Э. Казакевичу- художнику. При беспощадном свете дня он дал ясно разглядеть основные этические ценности, которые отстаивал всем своим творчеством. 5 К 20-летию Победы над Германией ре дакция ж урнала «Вопросы литературы» попросила писателей ответить, что застав ляет их, спустя много лет, вновь и вновь возврзш аться к теме войны, как, на их взгляд, она связана с современностью, ка кие аспекты этой темы их особенно волну ют и т. д. Среди ответов, помещенных ре дакцией, своеобразным поворотом мысли вы деляется заявление Владимира Богомо лова, одного из лучших наших рассказчи ков, известного до сих пор своей исключи тельной привязанностью к «военному» ма териалу. «Отечественная война,— пишет В. Бого молов,— безусловно, самое значительное событие в жизни нескольких поколений, и не удивительно, что многие авторы «вновь и вновь» обращ аю тся к ней в своих произ ведениях. Трудно говорить о «работе над темой», к тому ж е полагаю, что в напи санных мною рассказах война является фо ном, средой, временем, а не темой» (О прошлом во имя будущего (Наша ан к е т а )— «Вопросы литературы», 1965, № 5). И рассказ «Иван» не представляется ав тору «военным»; еще меньше, по призна нию В. Богомолова, «тема войны» заним а ла его в последнем рассказе «Зося». К это му автокомментарию стоит прислушаться. Сам рассказчик указал на существенное различие между материалом и темой сво их произведений, подчеркнув то особенное, что действительно занимает его как пи сателя. «Меня интересует не война сама по себе, а человек, главным образом молодой, при чем обязательно Воин и Г ражданин»,— пи шет далее В. Богомолов, уточняя свое по нимание темы и свою авторскую позицию. Как уже было показано выше, подобная по становка героя во времени не является чем- то исключительным для современной прозы. О траж ение времени в человеке, в его х ар ак тере и судьбе,— это как раз та общ ая «узловая» проблема, на исследовании ко торой скрестились усилия многих рассказ чиков. Богомолов решает ее по-своему, само бытно и неторопливо. Его рассказы , собран ные в книге «Сердца моего боль» (1965), демонстрируют редкостное единство автор ского отношения к предмету. В короткой лирической миниатюре, открывающей сбор ник, выражено общее настроение и главная, сквозная идея всей книги. Это лирика скор би по тем, кто не вернулся. И хотя лириче скому герою книги, рассказчику, не в чем себя упрекнуть (он пробыл на передовой около трех лет, был ранен, участвовал во многих боях), смешанное чувство вины и неоплатного долга владеет им, когда он встречается на улице с матерью убитого товарищ а или вместе с осиротевшей семьей отмечает день рождения погибшего друга. «Все делается так, как было и до вой ны, когда в этой комнате шумел, смеялся и командовал лобастый жизнерадостный мальчишка, убитый где-то под Ростовом и даж е не похороненный в сумятице паниче ского отступления. Во главе стола ставится Петькин стул, его чашка с душистым чаем и тарелка, куда мать старательно наклады вает орехи в сахаре, самый большой кусок торта с цукатом и горбушку яблочного пи рога. Будто Петька может отведать хоть кусочек и закричать, как бывало, во все горло: «Вкуснота-то какая, братцы! Н а в а лись!..» И перед Петькиными стариками я чув ствую себя в долгу; ощущение какой-то не ловкости и виновности, что вот я вернулся, а Петька погиб, весь вечер не оставляет меня. В задумчивости я не слышу, о чем говорят; я уж е далеко-далеко... До боли клешнит сердце: я вижу мысленно всю Рос сию, где в каждой второй или третьей се мье кто-нибудь не вернулся...» Тема возвращения оборачивается у В. Богомолова своей трагической антите зой; рассказом о людях, которые не верну лись. Автор и через годы сохранил чувство живой, кровной связи с ними. Их судьба осознается рассказчиком как неотъемлемая часть его собственной фронтовой судьбы. Он и повествует о них, вспоминая о себе са мом, о своем реальном жизненном опыте. Неслучайно все рассказы В. Богомолова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2